В.В.Ильин. Раз, два, три, четыре, пять

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раз, два, три, четыре, пять

Вторая школа, насколько мне известно, всегда отличалась пятибалльной системой оценок. И это очень ценно. Дело в том, что во многих других школах практикуется трехбалльная система оценок, а в старших классах - практически двухбалльная. Ну в самом деле, не портить же детям аттестат, зная, что их за порогом школы ждет конкурс этих самых аттестатов! И учитель действительно попадает "между молотом и наковальней". Либо дать ребенку возможность попробовать поступить в вуз, повысив, "надув" оценку, либо знать, что он пошел в армию именно из-за твоей тройки... Из Второй редко идут в вузы с конкурсом аттестатов, поэтому эта проблема нас не касается.

Многим родителям действительно непонятно, как получается, что их ребенок, учившийся на пятерки в "старой школе", тут получает двойки и тройки. Откуда, почему? Не буду говорить об очевидной вещи - трудности Второшкольной программы. Мне бы хотелось в этой статье сказать о другом. Пятибалльная система не зря придумана пятибалльной. О единицах особый разговор (их жалуют только отдельные учителя, причем весьма профессионально :-). Не надо забывать об истинном значении оценок. Начнем с "тройки". Тройка - это "удовлетворительно". Ее можно считать основной, базовой оценкой. Ученик выучил все, и умеет этим пользоваться в требуемых пределах. (Я лично пользуюсь еще одной оценкой "не два", которая где-то посередине между "двойкой" и "тройкой". В журнал она не идет). Если же он владеет материалом хорошо (умеет применять полученные знания в нестандартных ситуациях) - это "четверка". Наконец, если ученик плюс к тому сам добывает знания, и применяет их для решения трудных задач - он отличается от других, и получает "пять". Теперь, скажите, многим ли из второшкольников удается найти силы и время, для того, чтобы это делать? Нет! Ведь перед этим надо трудное базовое домашнее задание сделать. Очевидно, что наши "пятерки" - удел немногих.

Отдельно надо сказать о "двойках". Мне кажется, что "двойки", тем более в четвертях и даже в полугодиях старших классов - несомненный недостаток и одновременно достоинство Второй школы. Ужасно, если учитель не будет иметь возможности (из-за чьего-либо давления, например) поставить ту оценку, которую считает нужным. Все должно быть честно: валяешь дурака, не желаешь учиться - получи "два". На уроке, в четверти, в году. Ученики должны это знать. Некоторые учителя "используют" двойки в седьмом классе, чтобы объяснить ребятам, как нужно здесь учиться. Именно используют, а не "заваливают" "двойками", хотя в четверти класс может получить и тридцать и сто процентов двоек по предмету. Таков один из способов обучения. Мне хочется, чтобы во Второй школе учителя имели право ставить любые отметки в любом количестве, если это, конечно, мотивированный поступок. По-моему, вообще абсурдно оценивать работу учителя по отметкам в журнале. И если этого не понимают "наверху", требуя прикладывать к аттестации на разряд анализ качества на уровне восьмидесяти процентов, то внизу это понимание всегда было. Когда я перешел во Вторую, на мое старое место пришел новый учитель. Теперь в полугодиях нет "троек" совсем, да и "четверок" мало: сплошь "пятерки". Многие довольны. Кроме некоторых учеников, которым скучно использовать Word... в качестве клавиатурного тренажера... вот уже более полугодия... Когда я выбирал Вторую, возможность ставить оценки за обучаемость и знания (или их отсутствие), а не "как правильно", была одним из главных критериев. И я не знаю, перевесит ли все остальное положительное, если будет иначе.

Конечно, нормальное отношение к плохим оценкам, действиям учителя, возможно лишь при доверии к нему. Я хочу, чтобы мне доверяли: ученики, родители, коллеги. Бывает, что учителя ставят двойки от бессилия: "Ах так, задавлю двойками!", "Не будешь ничего делать - выгоним." "Не можешь понять мои объяснения - вон." Очень жаль, что иногда оценки являются практически единственным способом "образумить" ученика. Когда, ученик постоянно боится, что его выгонят. Это ненормально. Когда ученик убегает в радости, узнав что у него "три", а не "два", это выглядит забавно. Но когда это повторяется на каждом уроке... Честно говоря, я не знаю, о ком сейчас пишу. Живых примеров учителей, которые ставят двойки от бессилия у меня нет. И я жду понимания моей позиции и от детей, и от родителей, и от завуча.

В.В. Ильин,
учитель информатики