Опубликовано в журнале "Школьное обозрение" № 1, 2005, с. 59 |
Андрей Маргулев
Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Учебное пособие для старших классов. – М.: ООО «Издательство АСТ», ABF, 2004 |
Фамилия одного из первых лиц московской школьной информатики Н.Д. Угриновича, зав. лабораторией информатики Московского института открытого образования (МИОО), автора нескольких "грифованных" учебников по информатике (в том числе и входящих в федеральный перечень), привлечет, безусловно, к данному изданию внимание заинтересованного потребителя. Тем более что, как сказано в аннотации, "ее содержание соответствует программе базового курса информатики, разработанного Московским институтом повышения квалификации (МИПКРО)". Здесь, правда, у посвященных возникнет первое сомнение: с чего бы это МИОО назван здесь своим старым именем - МИПКРО? А непосвященные (например, дети), видимо, окаменеют, наткнувшись на что-то вроде: "Мультимедиа компьютер - это компьютер с мощным процессором (Pentium), большой оперативной памятью (более 16 Мбайт) и жестким диском (более 1 Гбайт)…" -с. 111. Или: "В настоящее время наиболее распространенной на персональных компьютерах является операционная система Windows, существующая в нескольких модификациях (Windows 3.х, Windows 95, Windows 98)" - с. 121 (не буду дальше множить подобные примеры давно устаревших характеристик).
"Ларчик" открывается, при ближайшем рассмотрении, просто: "новое" учебное пособие представляет собой как бы "допечатку" издания 5-летней давности. Изменения коснулись лишь издательских данных (года издания, например) на титульном листе да на концевой странице. А чтобы не сообщать читателю, что перед ним на самом деле не новое издание, а стереотипное, оно выдается за "доп. тираж" - никому же и в голову не придет, что можно допечатывать тираж аж через 5 лет!
Так что я, с одной стороны, мог бы просто сослаться на уже опубликованную 5 лет назад свою рецензию на данную книгу («"Замечательная" книга для "дорогих друзей"». - Первое сентября, № 24, 28.03.2000; http://ps.1september.ru/2000/24/6-3.htm). А с другой стороны - за 5 лет ведь появились некоторые новые нюансы…
Итак, возвращаюсь, спустя 5 лет, все к тому же обращению к "дорогим друзьям" на обложке этого "нового и лучшего на сегодняшний день учебника": "В учебном пособии, которое вы держите в руках, впервые в точном соответствии с базовой программой, представлен полный объем теоретического и практического материала по курсу "Информатика и информационные технологии" для средних и старших классов..." (полужирное выделение издателя). В предыдущей рецензии уже обращалось внимание на содержащееся в данном утверждении, мягко говоря, преувеличение. Однако спустя 5 лет данное заявление издателей нуждается в более серьезной квалификации. Ибо "точного соответствия" чему бы то ни было у содержания данного пособия не было и тогда, а уж сейчас, если глянуть в нынешний, утвержденный год назад "Обязательный минимум содержания основных образовательных программ" или, скажем, в "Примерную программу основного общего образования по информатике и информационным технологиям" на сайте возглавляемой Н.Д. Угриновичем лаборатории (http://iit.metodist.ru/minimum/os-program.htm), то… В общем, это как соорудить шалаш и сказать, что он выполнен "в точном соответствии" с проектом небоскреба.
Говорить о прочих недостатках содержания данного пособия - все равно, что обсуждать "ветрянку на фоне рака". Упомяну только следующий "перл", обойденный вниманием в прошлой рецензии: "В компьютере находится постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), содержащее программы тестирования компьютера и первого этапа загрузки операционной системы, которые называются BIOS… ПЗУ расположено на системной плате и питается от батарейки, поэтому записанные в нем программы не стираются при выключении компьютера" - с. 120 (если бы это утверждение было верным, то при выходе батарейки из строя, компьютер становился бы полностью неработоспособен… На самом деле от батарейки питается не ПЗУ с BIOS, а другая микросхема - CMOS).
И все же наибольшую опасность для учащихся "средних классов", которым соблазненные обложкой родители купят-таки это "замечательное издание", представляет его полиграфия - превышение допустимой емкости слишком мелкого шрифта, ужасное качество иллюстраций… А вероятность того, что именно к ним, а не к старшеклассникам, и попадет данное пособие, сейчас существенно выше, поскольку базовый курс информатики изучается теперь в основной, а не старшей школе, как это было по преимуществу 5 лет назад...