А.И.Маргулев. Когда есть из чего выбирать. - ШО № 6, 2002

Об авторе

Опубликовано в журнале "Школьное обозрение" № 6, 2002, с. 40

Когда есть из чего выбирать

Обзор книг по информатике авторского коллектива под руководством Сергея Симоновича

Учебное книгоиздательство давно уже переживает бум, конца которому пока не видно. Относительно школьной информатики такое положение, к счастью, не противоестественно, а вполне закономерно: дисциплина пытается отразить взрывообразную эволюцию информационно-технологической составляющей нынешней эпохи. Как сориентироваться и не потонуть во всем этом многообразии? Мой совет таков: читать соответствующие рецензии и обзоры в периодике. Начинайте прямо сейчас.

Четыре года назад настоящей "беззаконной кометой" ворвался в школьную информатику трехтомный "универсальный курс" С.В. Симоновича (с соавторами Г.А. Евсеевым и А.Г. Алексеевым) – "Общая информатика", "Специальная информатика" и "Практическая информатика", – выпущенный издательством "АСТ-ПРЕСС". Общий тираж только "Общей информатики" перевалил ныне за 1 миллион – и это невзирая на полное игнорирование курса Министерством образования! В чем же причина такого успеха? В курсе решается очень важная для современного человека задача: овладение базовыми знаниями, подготовка грамотного пользователя компьютером с прямым выходом в различные профессиональные сферы. Но дело, конечно, не только в правильном "позиционировании" издания на образовательном рынке. Достаточно взять в руки первую из книг курса – "Общую информатику", – чтобы тут же понять: по ней приятно учиться и приятно учить. Открываете на любой странице и – вот то, чего вам не хватало в других учебниках: каждый разворот – это качественно представленная законченная тема с наглядным пособием. Стиль общения – не заигрывание, а посвящение в секреты ремесла, во внутреннюю логику изучаемых технологий. Именно потому курс не только успешен, но и "живуч": ни малейших признаков старения, сопутствующих, обычно, такому возрасту.

Скоро, однако, из "беззаконной кометы" стала оформляться целая планета – уникальная образовательная "библио-среда", творимая С.В. Симоновичем и возглавляемой им авторско-издательской группой "Инфорком-Пресс". Была издана (а потом и многократно переиздана) "книга для детей, учителей и родителей" "Занимательный компьютер" ("АСТ-ПРЕСС", 1998), разнопрофильные учебники информатики для вузов ("Питер", 2000, 2001), "Новейший самоучитель по работе на компьютере", "Новейший самоучитель по работе в Интернете" ("ДЕСС", 2000) и т.д. Да и программировать на Visual Basic, Delfi и С++ можно уже начинать учиться "по Симоновичу"… А в основе всего этого многообразия – все тот же "фирменный стиль": сочетание атмосферы неформальной беседы с точностью формулировок; широты охвата наиболее актуальных вопросов – с глубоким проникновением в их суть, умением найти "тайное в явном".

Как уже стало понятно, книги С.В. Симоновича рассчитаны на самые широкие круги потребителей. Пожалуй, наступил момент, когда можно оценить весь этот корпус текстов под углом их использования в школе.

"Универсальный курс"

Этот представленный "Общей информатикой" (базовые основы информатики), "Специальной информатикой" (прикладное использование компьютера) и "Практической информатикой" (обслуживание компьютера) курс я рекомендую всем родителям включить в "домашнюю библиотеку": он будет служить вашему ребенку, быть может, еще и после окончания школы. Последнее тем вероятнее, чем "беднее" информационно-технологическая линия читаемого в школе курса. Отметим в связи со сказанным, что данные пособия ориентированы на изучение информатики не в абстрактно-теоретическом исполнении, а в привязке к конкретной платформе – Windows 9x на компьютерах линии IBM PC. При этом сразу можно указать, кому данный курс окажется полностью или частично бесполезен в школе: во-первых, тем учителям, кто вынужден преподавать информатику в условиях устаревшей (и/или иноплатформенной) материальной базы, а во-вторых, – тем, кто рассматривает информатику только как дополнительный повод позаниматься математикой (нередко эти категории вынужденно совпадают). Тем же учителям и ученикам, для которых направленность "их" школьного курса соответствует данному, можно вполне положиться на представленный в нем материал. Причем та же "Практическая информатика" предоставит им (в качестве своеобразного "бонуса") полторы сотни страниц, посвященных обслуживанию компьютера и действиям в нештатных ситуациях. Такая поддержка остро необходима учителю не только для повседневного обслуживания техники, но и для того, чтобы отвечать на множество вопросов своих учеников, имеющих собственный опыт экспериментирования на домашних компьютерах... И еще один "бонус" из этой книги: специальный раздел "Компьютер на службе образования" посвящен использованию компьютера для подготовки учебно-методических материалов и творческих работ, созданию интерактивного документа для проверки знаний и ряду других вопросов.

Впрочем, вопросам обслуживания компьютера при помощи служебных программ посвящено и отдельное издание (С.В. Симонович, Г.А. Евсеев, А.Г. Алексеев, "АСТ-ПРЕСС"):

"WINDOWS: лаборатория мастера"

Книга рассчитана на массового читателя, но, безусловно, первостепенное значение она имеет для учителей информатики. И вот почему.

В последние 4 года в школах происходило массовое внедрение в учебный процесс платформ Windows 9x–2000, а также сопутствующих им информационных технологий. Все схоластические споры о том, "хорошо" это или "плохо" с точки зрения тех или иных образовательных принципов сделала неактуальными сама жизнь: дети предпочитают учиться не искусственным языкам, а тем вещам, которые заведомо должны обеспечить им общественную востребованность. То есть, на сегодняшний день, – работе с прикладным программным продуктом на этих платформах.

Но дети есть дети, а объектная среда Windows предоставляет почти беспредельные возможности для ее перенастройки. Представьте: садится очередной класс за компьютеры, и вдруг слышится: "Ой, у меня главное меню не открывается... Ой, у меня все диски куда-то пропали..."

Как учителю взять эту ситуацию под контроль – дело пока сугубо индивидуальное; никаких общих рекомендаций не существует. Так вот, в представляемой книге учителя смогут найти все, что им может понадобиться, во-первых, для относительно быстрого восстановления исходных значений измененных свойств компонентов, во-вторых, – для защиты важнейших из свойств конфигурации системы от несанкционированного доступа. Эти вопросы рассмотрены в разделах "Специальные средства настройки Windows" и "Тайные папки".

Другие актуальные для учителя разделы книги: "Контроль за установкой и удалением приложений", "Защита от компьютерных вирусов", "Обслуживание системы жесткого диска", "Проверка компьютера", "Средства работы с файлами" и "Средства работы с архивами". Тематика-то традиционная, но вот как эти темы раскрыты... Возьмем хоть последний из перечисленных разделов. На 100 страницах – основные свойства алгоритмов сжатия, полные описания существующих для этих целей программ с тончайшими нюансами их использования.

И, наконец, "музыкальный" раздел. Он хотя и "факультативный", но никак не бесполезный: учителю информатики стоит иметь должную компетенцию и вытекающий из нее авторитет в тех смежных с программой вопросах, которые всегда интересуют "продвинутую" молодежь…

Самоучитель для учителя

Чтобы понять, насколько тема Сети остра для действующих учителей информатики, можно вспомнить хотя бы о федеральной программе "Развитие единой образовательной среды", предусматривающей, наряду с всеобщей компьютеризацией школ, подключение их к Интернету и соответствующее повышение квалификации учителей (да и руководителей). Между тем, по свидетельству А.Л. Семенова, ректора Московского института открытого образования, "нынешний уровень образования самих преподавателей в этой сфере делает бессмысленным техническое обеспечение" (Новая газета. 2002. № 82. С. 14). Смею утверждать, что самообразование по книгам С.В. Симоновича, – это кратчайший путь решения проблемы уровня компьютерно-коммуникационного образования педагогов. Целых 3 (!) его книги специально посвящены данной теме: "Интернет: лаборатория мастера", "Интернет у вас дома" и "Новейший самоучитель по работе в Интернете". Первую я не стану рекомендовать по причине того, что местами ее тон показался излишне "развязным", ориентированным на круг "тех, кто и вправду крут". А вот две оставшиеся заслуживают нашего внимания.

И "Интернет у вас дома" (С.В. Симонович, В.И. Мураховский, "АСТ-ПРЕСС", 2002) и "Новейший самоучитель…" (С.В. Симонович, Г.А. Евсеев, "ДЕСС", 2000) ориентированы на самообразование и посвящены сходному кругу вопросов "укрощения" и "приручения" Интернета (описывать этот круг сколь-либо подробно нет, разумеется, возможности). Обе высокого качества и одинаково полезны учителю информатики (а по большому счету – всем учителям, не желающим безнадежно отстать от жизни и своих учеников). Я только укажу самые главные тематические отличия, позволяющие сделать выбор в пользу того или другого издания в зависимости от конкретных нужд.

В "Новейшем самоучителе…" значительное место отведено "представительству в Интернете": языку HTML и другим средствам создания Web-страниц – редактору FrontPage, Web-графике и работе в Macromedia Flash. Зато в "Интернете у вас дома" – углубленное рассмотрение установки модемов и электронной почты, подробности факсимильной связи, установка домашней сети (где масса полезностей и для учителей информатики!). А еще – целая глава о том, как правильно пользоваться Интернетом для написания рефератов…

________________________________________________

Я остановился, разумеется, только на книгах, имеющих для учителя информатики и его учеников безусловную ценность. Есть у группы С.В. Симоновича и книги, скажем так, условной, для указанных категорий, ценности. "Вы купили компьютер" ("АСТ-"ПРЕСС") – слегка устарела; книги по программированию ("АСТ-ПРЕСС") – рассчитанны не на школу, а на самообразование одаренных и заинтересованных детей. Но есть и, к сожалению, книга, от которой хотелось бы предостеречь.
Это – как ни парадоксально – "Компьютер в нашей школе" ("АСТ-ПРЕСС", 2002)... Книга, созданная как бы под программу "Компьютеризации сельских школ", на деле гораздо менее "универсального курса" подходит и для комплектования школьных библиотек, и для помощи учителю. Самый главный недостаток – в ней никак не учтена специфика поставляемой в сельские школы техники и матобеспечения, – я имею в виду и установленную на компьютерах сетевую операционную систему Windows 2000 и наличие в поставке лицензионного пакета Microsoft Office, который в книге не рассмотрен вовсе…

Но о грустном больше ни слова, спешите в магазин!