Опубликовано в газете "Первое сентября" №7, 28.01.2003
Модель. Как много в этом слове... |
Моделирование и формализация – это всего лишь одна из
множества тем школьной информатики, изучаемая зачастую лишь
номинально. Всем же известно: модель – это упрощенное представление
объекта моделирования, а формализация – операция, понятная на
интуитивном уровне…
Книга “Моделирование и формализация”
предназначена для педагогов информатико-математического профиля, но
уровень “вспашки” темы приводит к постоянным “захватам”
культурологического и прочих гуманитарных слоев. Читая книгу,
начинаешь понимать, почему попытки сколь-либо развернутых обращений
к данной теме в других пособиях всегда отдавали профанацией, –
потому что так оно и было. Не случайно уже во “Введении для
учителей” авторы отмечают проблему преодоления связанных с
моделированием стереотипов – вроде тех, что приведены в начале
рецензии.
Конечно, книга эта имеет самое прямое отношение к
информационным процессам – так же, как и, скажем, книга Норберта
Винера “Кибернетика”. Этим сравнением я хочу подчеркнуть, что,
втискивая материал в рамки жанра методического пособия, авторы
постоянно держали в поле зрения и общекультурные горизонты. Родствен
духу “Кибернетики” и неизменный идейный ориентир на то, что
“опираясь на понятие модели и пользуясь простейшими соображениями о
моделировании… можно гораздо лучше понять проблемы современного
общества” – с. 279.
Итак, эта книга – о моделях во всех аспектах
этого слова. О моделях – инструментах познания и о моделях –
объектах изучения, о моделях – как новых объектах, отражающих
некоторые стороны какой-либо сущности, и о моделях – физических или
информационных заменителях реальных объектов. Если жизнь – способ
существования белковых тел, то модель – это способ существования
знаний, – таков обобщенный результат эволюции этого понятия в ХХ
веке. Наконец, из потребности эти знания передать возникают те или
иные информационные модели – описания исходного объекта (системы) на
языке кодирования информации. Конечно, информационные модели и
используемые для их создания методы формализации занимают в книге
центральное место.
Несколько слов о структуре книги. Содержание
отражает ее неполно: параграфы в нем не рубрицированы. Между тем
каждый параграф разбит на несколько рубрик (могут присутствовать не
все из них): “Понять”, “Знать”, “Уметь”, “Вопрос – проблема”,
“Интересный факт” и “Расширь свой кругозор”. Такое рубрицирование
позволило авторам своевременно разбавлять монотонный методический
стиль с определениями, примерами и заданиями стилем
научно-популярного эссе. Такое разноуровневое рассмотрение предмета
не просто улучшает его усвоение, но и поддерживает должный уровень
интереса к предмету, побуждает к творческому его использованию.
А
теперь о самом главном. Оно – в рассмотрении мировоззренческого
аспекта формализации и моделирования и кроящегося в нем важного
воспитательного потенциала. Я называю это самым главным, вполне
согласуясь с мнением авторов книги: “Важность мировоззрения человека
в жизни настолько велика, что с развитием информационной индустрии
возникло искушение конструировать его по вполне определенному плану,
имея в виду вполне определенные цели, используя вполне определенные
средства” – с. 271. “Конструирование мировоззрения” подобно
конструированию формального языка, где в качестве знаков берутся
понятия одновременно и малоопределенные, допускающие вариативную
трактовку, и имеющие укорененную традицию “положительного” смысла.
Например, “свобода”, “демократия”, “справедливость” и т.д. С точки
зрения теории формализации “конструирование мировоззрения” опирается
на отрицание того, что авторы называют “основным тезисом
формализации” (возможность разделения объекта и его обозначения
(имени) и вытекающая отсюда возможность множественности имен
объекта). Антитезис утверждает, что имя объекта выражает его суть (и
притом единственным образом). Простейший прием, опирающийся на
данный антитезис, – внедрение иноязычных имен-аналогов для
закрепления “нужных” смысловых ассоциаций: “брокер”, “киллер”,
“дилер” (что на самом деле есть “биржевой делец”, “наемный убийца”,
“перекупщик”). Так, почти незаметно создается основа для
самостоятельной жизни слова вне его смысловых корней, снимается
необходимость для личности анализировать и выявлять наиболее
адекватный смысл имен, использованных в предлагаемых ему моделях
событий.
Свое кредо авторы декларируют прямым текстом: “Мы вполне
согласны с тем, что гражданский долг учителя состоит в раскрытии
внутренней сути таких широко распространенных в информационном
обществе социальных информационных технологий (базирующихся на
создании и повсеместном распространении информационных моделей), как
реклама, маркетинг, public relations (PR), имиджмейкерство и т.д.” –
с. 20. Мимо подобной же внутренней сути не смог когда-то пройти и
автор “Кибернетики”, писавший в ней о средствах связи: “Помимо
своего непосредственного значения как средств связи все они служат
другим, вторичным целям. Газета – средство рекламы и средство наживы
для ее владельца, так же, как кино и радио… В таком обществе, как
наше, открыто основанном на купле и продаже… эти вторичные стороны
средств связи все более вытесняют их основное назначение”.
С тех
пор прошло 54 года, но проблема использования средств связи для
манипулирования сознанием только многократно обострилась. Отсюда
важность поставленной в пособии цели:
“Когда обучаемый
знакомится с новой моделью, будь то учебная ситуация или сообщение
СМИ, он должен четко разграничивать объект моделирования, саму
модель и средства языка моделирования. Кроме того, он должен
понимать, что у разработчика модели были определенные цели… что
информация, полученная при исследовании этой модели, требует оценки
перед ее применением” – с. 23. Ибо: “Понимание того, что средства
массовой информации (СМИ) предоставляют нам всего лишь авторские
модели событий, что цели этого моделирования могут быть совершенно
не связаны с адекватным отражением действительности, способствует
выработке рационального критического отношения к общественной
жизни…” – с. 19–20.
…А приятно все-таки сознавать, что не просто
рецензию пишешь, а прямо-таки “информационную модель” творишь!
А. И. Маргулев