Опубликовано в газете "Первое сентября" №80, 19.11.2002
Вопросы с ответами и без |
Хотя рецензируемое издание и называется “Задачник-справочник”, уже с первых страниц становится ясно, что
автору тесны рамки обозначенного жанра и что книга имеет не
“объективный”, а отчетливо авторский характер. Автор не только, а
может быть, и не столько стремится излагать некие справочные знания,
необходимые для решения предлагаемых задач, сколько хочет
“договориться об общих взглядах на излагаемый предмет” (с. 1).
Обучение при таком подходе происходит в результате мысленного
экспериментирования (часто в игровой форме) над некой моделью
предмета, которая создается тут же в рамках предваряющего каждую
главу “теоретического экскурса”. Но все же основное содержание книги
– это авторские задачи, вопросы, примеры и практикумы.
Вообще
игровой момент – излюбленный автором прием, которому, как он
специально указывает во “Введении”, будет даже посвящена его
следующая книга “Развлечения в процессе обучения”. Поэтому многие
задания строятся как вопросы для предполагаемых викторин или
известных телевизионных игр.
Книга адресована как учащимся, так
и преподавателям школ. И хотя автор обращается напрямую в основном
именно к школьникам, я не думаю, что те станут действительно по ней
учиться. Во-первых, потому, что она не может заменить учебник,
который все равно придется покупать. Во-вторых, для углубленных
самостоятельных занятий по дидактическому материалу у школьников
просто нет ни времени, ни сил. Поэтому вся книга представляет
интерес только для преподавателей информатики, в том числе и
адресованной школьникам авторской речью, рассматриваемой как
методический образец.
“Задачник-справочник по информатике”
содержит множество примеров, задач, вопросов и тестов, тематически
разбитых на шесть глав; седьмая же глава содержит ответы и решения
многих из них. Заданий много, и они очень разнообразны; есть среди
них и оригинальные – все это определяет очевидную, казалось бы,
ценность книги. Вместе с тем у книги есть и весьма спорные качества,
на части из которых имеет смысл остановиться подробнее.
Первое,
что смущает, – это не всегда ясная связь между заданиями и
предваряющей их теорией. Возьмем, например, подглаву первой главы,
называемую “Основы логической алгебры”. Теория на двух страницах
содержит самые начальные сведения об образовании составных
высказываний и трех логических операциях. После этого чуть более
двух страниц отводится на элементарные практикумы, где предлагаются
задания на определение истинности простых и сложных высказываний
(значений логических выражений). А затем вдруг идут четыре страницы
“логических задач” такого, например, типа (“Четыре если”): “Левин,
Митерев и Набатов работают в банке в качестве бухгалтера, кассира и
счетовода. Если Набатов кассир, то Митерев – счетовод. Если Набатов
счетовод, то Митерев – бухгалтер. Если Митерев не кассир, то Левин –
не счетовод. Если Левин бухгалтер, то Набатов – счетовод. Кто какую
должность занимает?”
Такие логические задачи решаются с помощью
рассуждений, основанных на цепочках логических следствий, – так же,
например, как доказательства геометрических теорем. Эти рассуждения
и даны в решении (другое дело, что эти рассуждения неверны, а
полученное в результате решение: Митерев – кассир, Левин – счетовод,
Набатов – бухгалтер – хотя и верное, но не единственное; есть и
другой вариант: Левин – кассир, Набатов – счетовод, Митерев –
бухгалтер). Но как в этом решении использовалась приведенная теория,
те самые “основы логической алгебры”? Да просто никак.
На самом
деле задачи данного типа уместно было бы приводить в главе,
посвященной моделированию, поскольку при моделировании условий таких
задач графами удается быстрее найти решение. Казалось бы, автор и
собирался так поступить: в главе 3 “Компьютерное моделирование” даны
четыре логические задачи, подобные тем, что и в главе 1. Однако
никаких решений для всех вообще задач третьей главы в книге не
приведено, что, вообще говоря, и неудивительно, так как в самом
начале главы автор предупреждает, что “здесь мы дадим ряд
самостоятельных заданий, выполнение которых, на наш взгляд, очень
тесно смыкается с информационными технологиями, а именно – с
электронными таблицами и базами данных”. Как решать такие логические
задачи указанными программными средствами, так и останется, видимо,
для читателя загадкой…
Другой пример на ту же тему. Глава 5
“Информационные технологии” никакой теории не содержит вообще. Зато
в подглаве “Обработка графической информации” в тесте “Сканирование”
приведен, в частности, такой вопрос: “С каким разрешением вы будете
сканировать небольшую фотографию, которую в дальнейшем собираетесь
распечатать в формате А4?
а) 600 и менее dpi;
б) максимально
возможным оптическим разрешением;
в) 150–300 dpi;
г) с
разрешением принтера;
д) выбор разрешения зависит от качества
фотографии”.
Я дорого бы дал хотя бы за то, чтобы узнать, какой
ответ (или какие ответы) выбран автором в качестве правильного, но –
увы! – ни одного ответа к пятой главе, как и к третьей, не
приведено. Подозреваю, что ответ автора – в), в то время как с точки
зрения практики более правилен д), но тема исчерпана…
Итак,
вторым серьезным недостатком книги можно указать отсутствие ответов
ко многим таким заданиям, которые явно выходят за рамки и
образовательного стандарта, и материалов школьных учебников.
И
наконец, третий недостаток – ошибки. Конечно, от них не бывает
свободна ни одна книга (а тут еще верстальщик явно помогал – исказил
два первых варианта решения головоломки “Телефон” на с. 5). Но все
же есть некие пределы, за которые не стоит выходить. Возвращаюсь к
логической задаче “Четыре если” и привожу начало ее решения на с.
388: “По условию получается, что если Левин бухгалтер, то Набатов –
счетовод, а если Набатов счетовод, то Митерев – бухгалтер.
Получается явное противоречие. Следовательно, ни Левин, ни Митерев
не бухгалтеры...”
Хотя в моей оценке книги тоже возникли
определенные противоречия, я все же воздержусь от столь сильных
утверждений.
А. И. Маргулев