И восстанет в то время Михаил князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени… |
Даниил, 12:1
Что происходит в твоей стране, не всегда понимаешь, даже живя в ней. Тем более нелегко приходится тем, кто по разным причинам проживает сейчас вдали от земли, где родился и жил долгие годы.
Сюжеты, разворачивающиеся в течение последних полутора лет на территории бывшего СССР, настолько запутанны и быстротекущи, что картина, которую пытается восстановить нынешний “русский американец” по публикациям и рассказам очевидцев, неизбежно оказывается противоречивой. И после мысленного “усреднения”, тоже неизбежного, ситуация, в общем-то, не выглядит безнадежной. При этом упускается, однако, что нецелесообразно оценивать состояние пациентов больницы по их средней температуре: если часть их уже скончалась, а остальные еще в горячке, — можно сильно ошибиться... Очевидца, который в данном случае сказал бы: ситуация в больнице неподконтрольна врачам, и больные умирают, — вряд ли бы следовало обвинять в пессимизме и панических настроениях.
Эти мысли мне как очевидцу (и, увы, пациенту) пришли на ум, когда я столкнулся с сильным скепсисом моих новых нью-йоркских знакомых в отношении, в частности, “Письма из России” (НРС, 6 марта с.г.), где другой очевидец, А. Владыкин, рисует тамошнюю ситуацию в столь же мрачных тонах, сколь и те, что дает мое собственное восприятие.
Думается, что такой скепсис американцев вполне естественен: основа статьи А. Владыкина — его ощущения, а база, на которой они возникли, представлена уж как-то слишком бедно, какими-то поверхностными деталями. Ну, подумаешь, денег у людей нет, и торгуют везде с рук! И не верит, не верит американский читатель, словно умудренный родимой русской классикой, что на этот раз и вправду родила царица-перестройка в ночь (на затянувшемся рассвете) “не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку”. Ужасно не хочется верить в такое, когда казалось уже многим, что еще чуть-чуть -- “оковы тяжкие падут...”, и тогда — по родимым, братцы, пенатам, где и стены помогают! Ведь от чего спасались? — от режима!
А тут вдруг говорят, что ни режима, ни жизни вообще...
И все-таки именно этот тезис о том, что Россия не вынесла — и притом совершенно закономерно — нынешнего испытания свободой от режима, мне и придется отстаивать.
Как же так? — спросит читатель. Ведь идет же в нынешней России бурная деловая жизнь: как грибы растут товарно-фондовые биржи с миллиардными оборотами; конкурируя с ними в рекламном времени телеэфира, новые коммерческие банки наперебой объявляют о выпуске ценных бумаг. Наконец, самое что ни на есть народное правительство не покладая рук выпускает законы, указы и постановления, направляя ход реформ по апробированным Западом каналам разгосударствления, демонополизации, снятия ограничений. Да и знакомые, оставшиеся в России, вдруг выбились в бизнесмены — и процветают, по их словам... Так неужели нельзя предположить, что трудности, переживаемые Россией, лишь временные? “Столько веков была Россия, куда ж она вдруг подевается?” — это ли, наконец, не убийственный довод против апокалиптических измышлений?
С этого, пожалуй, и начнем. Сколько же в самом деле веков существует Россия? Разумеется — как империя, ибо до того никакой России не было. Были многочисленные княжества единоверцев, прежестоко, однако, между собой воевавших — за старшинство ли, за ханский ли ярлык, за иные какие обиды. Когда же и какими силами было инициировано появление на их территории России?
В IX—Х веках активная деятельность миссионеров распадающейся Византийской империи среди языческих славянских племен дала блестящие плоды: объединяемые вокруг Киева молодой династией Рюриковичей восточнославянские племена были крещены в православную веру. Но расцвет нового государства был краток: после Ярослава Мудрого обычные для периода удельного княжения конфликты между дядьями и племянниками, а равно и между братьями, привели к междуусобицам и распаду Киевской Руси на враждующие уделы. Вскоре после этого почти все они были завоеваны монгольскими кочевниками (“татарами”) и полтора века пребывали под игом чуждого этнически и духовно варварского племени.
Татарское иго наложило неизгладимый отпечаток на дух и душу русского народа. Говоря об этом, обычно имеют ввиду известные рабские элементы его психики, но это только одна из особенностей. Не менее важна и другая, более духовная: восприятие собственной судьбы, преломленное через христианское мировидение, предстало картиной библейского “вавилонского пленения”, данного в наказание Богом избранному народу, отступившему от его заветов в братоубийственных смутах (вспомним святых Бориса и Глеба, убитых их же братом — Святополком). В монастырях, очагах духовного сопротивления враждебной всему христианскому миру силе, зрела объединительная идея избранничества.
Самоопределяясь как духовное начало, русская церковь стала влиять и на политику. Так, обеспечив великокняжеский стол для малолетнего Дмитрия (Донского) и благословив затем его на борьбу с Ордой, церковь дала моральную основу для определения Москвы как нового центра собирания русских земель. При этом важно отметить, что подъем русской церкви пришелся на период величайшего кризиса обеих мировых христианских церквей: западная католическая, дискредитированная и униженная “авиньонским пленением” пап, вступила в эпоху Реформации. Восточная же, византийская, бедствовала под натиском мусульманского Востока.
Наконец, во второй половине
* * *