Андрей Маргулев. «Птица-тройка» и «тормоз Вестингауза»: к положению terra incognita

В начало сайта А.И.Маргулева

Новое русское слово. 24 марта 1992 г.

Андрей Маргулев

«Птица-тройка» и «тормоз Вестингауза»: к положению terra incognita

        И восстанет в то время Михаил князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени…

Даниил, 12:1


       Что происходит в твоей стране, не всегда понимаешь, даже живя в ней. Тем более нелегко приходится тем, кто по разным причинам проживает сейчас вдали от земли, где родился и жил долгие годы.
       Сюжеты, разворачивающиеся в течение последних полутора лет на территории бывшего СССР, настолько запутанны и быстротекущи, что картина, которую пытается восстановить нынешний “русский американец” по публикациям и рассказам очевидцев, неизбежно оказывается противоречивой. И после мысленного “усреднения”, тоже неизбежного, ситуация, в общем-то, не выглядит безнадежной. При этом упускается, однако, что нецелесообразно оценивать состояние пациентов больницы по их средней температуре: если часть их уже скончалась, а остальные еще в горячке, — можно сильно ошибиться... Очевидца, который в данном случае сказал бы: ситуация в больнице неподконтрольна врачам, и больные умирают, — вряд ли бы следовало обвинять в пессимизме и панических настроениях.
       Эти мысли мне как очевидцу (и, увы, пациенту) пришли на ум, когда я столкнулся с сильным скепсисом моих новых нью-йоркских знакомых в отношении, в частности, “Письма из России” (НРС, 6 марта с.г.), где другой очевидец, А. Владыкин, рисует тамошнюю ситуацию в столь же мрачных тонах, сколь и те, что дает мое собственное восприятие.
       Думается, что такой скепсис американцев вполне естественен: основа статьи А. Владыкина — его ощущения, а база, на которой они возникли, представлена уж как-то слишком бедно, какими-то поверхностными деталями. Ну, подумаешь, денег у людей нет, и торгуют везде с рук! И не верит, не верит американский читатель, словно умудренный родимой русской классикой, что на этот раз и вправду родила царица-перестройка в ночь (на затянувшемся рассвете) “не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку”. Ужасно не хочется верить в такое, когда казалось уже многим, что еще чуть-чуть -- “оковы тяжкие падут...”, и тогда — по родимым, братцы, пенатам, где и стены помогают! Ведь от чего спасались? — от режима!
       А тут вдруг говорят, что ни режима, ни жизни вообще...
       И все-таки именно этот тезис о том, что Россия не вынесла — и притом совершенно закономерно — нынешнего испытания свободой от режима, мне и придется отстаивать.
       Как же так? — спросит читатель. Ведь идет же в нынешней России бурная деловая жизнь: как грибы растут товарно-фондовые биржи с миллиардными оборотами; конкурируя с ними в рекламном времени телеэфира, новые коммерческие банки наперебой объявляют о выпуске ценных бумаг. Наконец, самое что ни на есть народное правительство не покладая рук выпускает законы, указы и постановления, направляя ход реформ по апробированным Западом каналам разгосударствления, демонополизации, снятия ограничений. Да и знакомые, оставшиеся в России, вдруг выбились в бизнесмены — и процветают, по их словам... Так неужели нельзя предположить, что трудности, переживаемые Россией, лишь временные? “Столько веков была Россия, куда ж она вдруг подевается?” — это ли, наконец, не убийственный довод против апокалиптических измышлений?
       С этого, пожалуй, и начнем. Сколько же в самом деле веков существует Россия? Разумеется — как империя, ибо до того никакой России не было. Были многочисленные княжества единоверцев, прежестоко, однако, между собой воевавших — за старшинство ли, за ханский ли ярлык, за иные какие обиды. Когда же и какими силами было инициировано появление на их территории России?
       В IX—Х веках активная деятельность миссионеров распадающейся Византийской империи среди языческих славянских племен дала блестящие плоды: объединяемые вокруг Киева молодой династией Рюриковичей восточнославянские племена были крещены в православную веру. Но расцвет нового государства был краток: после Ярослава Мудрого обычные для периода удельного княжения конфликты между дядьями и племянниками, а равно и между братьями, привели к междуусобицам и распаду Киевской Руси на враждующие уделы. Вскоре после этого почти все они были завоеваны монгольскими кочевниками (“татарами”) и полтора века пребывали под игом чуждого этнически и духовно варварского племени.
       Татарское иго наложило неизгладимый отпечаток на дух и душу русского народа. Говоря об этом, обычно имеют ввиду известные рабские элементы его психики, но это только одна из особенностей. Не менее важна и другая, более духовная: восприятие собственной судьбы, преломленное через христианское мировидение, предстало картиной библейского “вавилонского пленения”, данного в наказание Богом избранному народу, отступившему от его заветов в братоубийственных смутах (вспомним святых Бориса и Глеба, убитых их же братом — Святополком). В монастырях, очагах духовного сопротивления враждебной всему христианскому миру силе, зрела объединительная идея избранничества.
       Самоопределяясь как духовное начало, русская церковь стала влиять и на политику. Так, обеспечив великокняжеский стол для малолетнего Дмитрия (Донского) и благословив затем его на борьбу с Ордой, церковь дала моральную основу для определения Москвы как нового центра собирания русских земель. При этом важно отметить, что подъем русской церкви пришелся на период величайшего кризиса обеих мировых христианских церквей: западная католическая, дискредитированная и униженная “авиньонским пленением” пап, вступила в эпоху Реформации. Восточная же, византийская, бедствовала под натиском мусульманского Востока.
       Наконец, во второй половине
XV века Московская Русь обрела решающие факторы имперской идеологии. Переход Константинополя под власть турок (1453) не только сделал окончательно автономным русское православие, но и позволил ему самоосознать себя как единственный оплот “истинного” христианства. В то же время женитьба Ивана III на племяннице последнего константинопольского императора Софье Палеолог (1472) облекла правление московской династии в формы преемственности от некогда могущественной Византийской империи. На этой-то почве и взошла знаменитая теория: “Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать”, — которая окончательно утвердила высокую степень избраннической идеологизации русского общества. В конечном счете это изолировало его от участия в общееевропейском процессе — эпохах Возрождения и Просвещения, породило упорное неприятное новведений, на которое наталкивались все попытки реформ, начиная с Петровских.
       Идеологизированная империя способна к внутренней стабильности только в условиях серьезной внешней — явной или мнимой — угрозы; ослабление в обществе чувства опасности, грозящей его святыням, ведет к росту в нем иных конкурирующих между сообой тенденций и регуляторов (прежде всего — экономических), что неизбежно ведет к
“pacкачке” имперского корабля.
       Энергия идеологическсого противостояния России Западу — как цельному иноверному Супостату (если отвлечься от конкретики политических конъюнктур) — стала иссякать во второй половине
XIX века, оставив за собой лишь поле борьбы в стане интеллигенции. И если ценность “Легенды о Великом Инквизиторе” Достоевского своим выходом в метафизические глубины бытия неоспорима, то его публицистические пророчества об угрожающей России “последней и решающей” экспансии католицизма представляют собой уже скорее курьез. И к началу нашего столетия Россия уже не могла стоять в стороне от общезападного процесса перемещения центра тяжести межгосударственных отношений из сферы идеологической в сферу экономики, когда “правота” всегда на стороне того, кто эффективнее работает. Так империя, взросшая на идее избранности и пропитанная этой идеей до корней народной психики, вдруг очутилась — и внешне и внутренне — в мире, который давно отойдя от ценностей типа “истинной веры”, был озабочен совершенно прозаическими делами: изобретением дешевых способов сборки автомобилей, да игрой на бирже.
       Но дав народу новые степени свободы без уверенности в том, что он способен рационально ими пользоваться, власть сделалась заложницей внутреннего конфликта. Конфликт возник в народной психике, поскольку ее изначальная созерцательность приносилась теперь в жертву новым ценностям. Так внешне могучая, но вынужденная поступиться цельностью народного сознания империя неотвратимо вошла в период глубочайшего кризиса. И вся история России в нынешнем столетии, которую принято делить на те или иные периоды в связи с теми или иными, якобы упущенными, возможностями, искать в ней те или иные элементы “возрождения” и т.д., на деле представляет собой эпоху ее умирания. В эпоху эту входит и зловещая попытка возрождения империи на базе новой формы идеологии избранничества — коммунистической. Ну, а происходящее ныне, после ее окончательного провала, — просто фарс, когда полутруп пытаются излечить не только очередным “шоком” (пока экономическим), но и заклинаньями, но и облаченьями в ризы былых торжеств (так варвары, разрушив Рим, полагали, что продолжают его историю, восседая своим полудиким сенатом на развалинах Форума).

* * *


       Обратимся теперь к рассмотрению того грандиозного банкротства, которое терпит ныне центральная российская власть, — банкротства, предопределенного все той же марксистской верой во всесилие “базиса”, на этот раз капиталистического, который только что и осталось пересадить на наконец-то перепаханную от коммунистических сорняков российскую почву.
       Небольшое отвлечение. Года два назад приснопамятный Николай Иванович Рыжков в интервью для телевидения, касаясь требований отставки его правительства, произнес замечательную фразу: “Правительство, конечно, можно сменить, но вот куда девать народ?”. Фраза на первый взгляд образцово тупоумная, если бы не стоящий за ней совершенно реальный феномен — та самая специфическая русская ментальность, которая еще Тютчева заставила выдохнуть: “Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать: в Россию можно только верить!” Ссылки на русскую ментальность чрезвычайно популярны у нынешних “патриотов”, — и потому, увы, вместо осмысления вызывают в стане “демократов” лишь ответное улюлюканье. А зря. Ведь хотелось бы им того или нет, но в истории России множество особенностей, отличающих ее от остальных стран западной цивилизации. Это и татарское иго, и многовековое рабство, и “пропущенные” эпохи Возрождения и Реформации, и, наконец, чудовищная эпоха тоталитаризма. И все это — в течение каких-то 11 веков, до которых — варварство. Возможны ли такие особенности истории без особенности духа народа? Отрицая существенность русской ментальности для нынешнего экономического реформаторства, современные “западники” предъявляют, по существу, единственный довод: успех подобных реформ в таких странах с ментальностью, отличной от западной, как Япония или Южная Корея. На это отвечу: возможно, что ментальность этих наций даже более соответствует привнесенной с Запада экономике, — почему бы и нет? И стоит ли при этом закрывать глаза на обратные примеры, — скажем, в странах Латинской Америки? Как бы ни хотелось кому от этого отмахнуться, определенные свойства русской ментальности актуализировались еще во времена Петра Великого, который с чисто восточной свирепостью принялся вводить полную произвола жизнь общества в строгую систему отношений не личностей, но чинов, не мнений, но правил. Реакция созерцательной народной психики на насильственную регламентацию проявилась в тяготении к воспроизводству в любой регламентированной системе альтернативной системы неформальных связей. Волокита, взяточничество, протекционизм, волюнтаризм — это, как показывает история, вовсе не родимые пятна какой-либо государственной системы на Руси, но общесистемные следствия этой именно тяги к тайному противодействию регламенту. И издевка Добролюбова над оппонентом-славянофилом (“В прусском вагоне”), полагающим сначала, что строительство железных дорог “скует волю Руси-исполина” чуждой регуляризацией, но затем успокаивающегося, вспомнив, что “не пойдет наш поезд как идет немецкий: то соскочит с рельсов с силой молодецкой, то свернет в овраге, то мосток продавит, то на встречный поезд ухарски направит” и т.д., и в конце концов гордо восклицающего: “Верю, что машины, русскою природой, сами наделятся духом и свободой”, — издевка эта несла в себе, вопреки воле ее автора, горькую истину. И зловеще аукнулась она демократам прошлым, когда долгожданная ими “машина” демократического переворота вдруг наделилась свободой “птицы-тройки” и понесла в кровавую пропасть тоталитаризма... Что ж, это закономерно: на фоне такой вот ментальности стабильность государства возможна только при развитом механизме подавления всяких отступлений от регламента, при насильственном отведении индивиду роли “винтика”. И сталинский СССР, явившись стабильной формой государства, вполне адекватной русской ментальности, сумел-таки продлить жизнь империи, дав ей новый, коммунистический, вариант идеологии противостояния...
       Это отвлечение понадобилось мне потому, что игнорирование особенностей народного духа как слишком тонкой и несущественной по сравнению с экономическими законами материи, притом в обстановке крушения несбывшихся надежд, может привести, помимо прочего, к поиску вредителей. Я имею в виду, разумеется, не поборников теории “еврейского заговора”, но широчайше распространенное убеждение, что всему виной сознательное противодействие мимикрировавшей бывшей коммунистической номенклатуры. Ибо внешне это так и выглядит, — что показано, например, в статье Ю. Митюнова “Экономика и мораль с точки зрения совка” (НРС, 12 марта), избавляющей меня от необходимости подробно обосновывать, почему такие столь дорогие здешним русским приметы “нормальной” экономики, как приватизация и биржевая активность, есть не более чем легализация разворовывания бывшей “общенародной” собственности и переход к новым формам монополии.
       Но вот стоит ли привязывать этот процесс к конкретной “виновной” группе, бывшей партийно-хозяйственной номенклатуре? Точно так же, как нашлась бы масса претендентов на их посты во времена прошлые, точно так же их с успехом заменили бы сонмы “незапятнанных” прохвостов и во времена нынешние. Не будем строить иллюзий: всего несколько лет назад каждый десятый совершеннолетний “бывшего СССР” был либо коммунистом, либо очередником на вступление... Нет, знал-таки Николай Иванович, что говорит!
       История не терпит сослагательного наклонения: каждая случайность в ней – закономерна. Не будем поэтому гадать, что было бы, если бы Ельцин в упоении борьбы за Кремль не похоронил походя “ново-огаревский процесс” и не придал новый импульс центробежным силам именно в тот момент, когда нужно было всеми силами им противостоять. После тихого декабрьского переворота, прекратившего существование СССР, и после того, как в Татарстане, Якутии и ряде других в той или иной степени автономных образований явно обозначилась тенденция к обособлению от “России демократической”, российская демократия вдруг обнаружила, что эта демократическая Россия подпадает под ругательный у них термин “империя” с тем же успехом, как до того — “Советский Союз”, а еще ранее — “царская тюрьма народов”. И логика очередного витка сепаратизма, разумеется, та же: раз центр проводит реформы, а реформы не идут, и жизнь все ухудшается, — значит, виноват центр, и надо от него бежать. Что ж, все верно, и не пожалели бы демократы и эту империю — Российскую федерацию, — если бы, наконец, не увидели, что уже даже не стоят — висят над пропастью.
       Пелена спала, и открылось, что веками складывавшееся единое экономическое пространство дробится всевозможными “суверенитетами” исключительно в ажиотаже корыстной борьбы новой генерации местных функционеров за власть на местах. А коли так — любые “договорные отношения” между такими “суверенитетами”, на которые у демократов было столько наивного упования, будут лишь прикрытием взаимного и самоубийственного, в конечном счете, шантажа. И от долгожданного “федеративного договора” будет теперь столько же толку, сколько от договора между “странами СНГ”.
       Потрясенная увиденным, часть демократов влилась в сформированный из еще недавно абсолютно несовместимых течений мощный оппозиционный блок, готовый, приди он к власти, предпринять “все меры” для предотвращения дальнейшей гибельной суверенизации. Да вот беда (или счастье?): время для этих “всех мер” уже упущено: армия перестала быть послушным инструментом в чьих-либо руках и легко может раздробиться на противостоящие друг другу части — подобно тому, как это было в Югославии.
       Куда не кинь — всюду клин: от судьбы реформ ельцинского кабинета ныне впрямую зависит ответ “быть России, иль не быть”, ибо при их провале скатывание к войне всех против всех (и особенно против “центра”), к бытию, изображенному А. Кабаковым в “Невозвращенце”, неизбежно.
       Похоже, однако, что народ не желает брать своего блага из доверчиво протянутых рук власти... Уж не глянуть ли повнимательнее: что там, в этих руках?
       Начну с примера “классического”, ибо он характерен и для всей последующей истории создания законодательной базы предпринимательства в России коммунистической, а затем и демократической. Первым по-настоящему перестроечным законом стал, если кто об этом помнит, действовавший с лета 1988 года закон “О кооперации в СССР”, где, в частности, устанавливались и размеры ставок налога на прибыль кооперативов в первые пять лет их деятельности. Естественно, низкие. Производственники с госпредприятий потянулись в кооперативы, подавляющее большинство которых тогда еще не только перепродавало, но и производило товар. Столкнувшись с таким поворотом, госсектор погнал демагогическую “волну”: за что-де кооператорам такие льготы, когда госпредприятия платят налога до 60 процентов? Ни словом, правда, не упоминая, что госпредприятия получают бесплатно основные фонды и почти бесплатно — дефицитные материалы, да и налог платят с чистой прибыли (с вычтенной зарплатой), в то время как зарплата кооператоров — под двойным налогообложением.
       И что же? В апреле 1989 года выходит указ Горбачева (тогда еще и не президента), который безо всякого упоминания соответствующих положений и статей закона “О кооперации в СССР” вводит для кооперативов совершенно иную шкалу ставок и местный принцип их установления. И вот за несколько дней до 1 июля — срока вступления этого указа в силу — местные финорганы собирают кооператоров и объявляют: будете платить все как по указу, да притом с любых договорных сумм, поступивших на счет позднее 1 июля, хотя бы договор был исполнен ранее. Надо ли уточнять, что банки в эти дни очень не спешили в перечислении денег со счета на счет?
       Так нарождающемуся предпринимательству был преподан первый (но не последний!) урок: честной игры не будет, они — вне закона.
       Что вспоминать, подумает иной, грехи прошлой власти... Можете быть уверены: правосознание нынешней — на том же уровне. Мы легко готовы закрыть глаза на то, что упразднение СССР было совершенно противозаконной акцией республиканских властей, как и последующий “отзыв” ими союзных депутатов, но неужели, вдобавок, поверим, что это — первое и последнее “исключение из правил”? А “обвальная приватизация”, также попирающая закон под флагом необходимости? И ведь не какие-нибудь это стараются беззаконники-партократы, а самые что ни на есть демократы-рыночники. Попов, Пияшева... У мэра Москвы с законностью вообще особые счеты, но об этом долго пришлось бы говорить.
       Химер, рождаемых “правосознанием” властей, нормальному человеку трудно вообразить. Начнем с того, что в России демократической, как прежде в коммунистической, законы так и не имеют прямого действия. Что это значит? Представьте, в новоиспеченном законе (указе, постановлении) указан срок начала его действия. Для кого, вы думаете, он указан — для вас? Нет, для вас — только в том случае, если какие-нибудь административно-хозяйственные органы (необязательно даже в законе и указываемые) разработают к этому моменту инструкции о порядке его применения и сопряженные с его выполнением нормативные акты.
       То есть прочли вы, скажем, в указе президента “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР”, что ваше частное предприятие может теперь безо всяких ограничений заниматься внешнеэкономической деятельностью, и банкам разрешено открывать вам валютные счета, — да и пошли сдуру в банк открывать этот самый счет. Увы, насчет нового порядка никаких инструкций банку пока не поступало!
       Думаете, почему закону о земле скоро год, да никак он все что-то не заработает? Правильно: местные органы не имеют инструкций по его применению! Или — закон о приватизации, которому тоже скоро год. Почему действует не он, а “обвальные приватизаторы”? Я вижу, что вы уже все поняли. А многие, думаю, просто вспомнили нечто давно забытое из длинной серии совковых абсурдов. Вот уж, поистине, новое — хорошо забытое старое!
       Куда более интересные вещи происходят, когда закон или указ вдруг принимается для исполнения органом, каким-то образом решившим, что есть возможность отличиться. В числе десяти указов президента (один из которых — “О либерализации...” — мы уже упоминали) и постановлений правительства РСФСР от 15 ноября 1991 г., торжественно анонсированных “Курантами” как “Правовой фундамент российской реформы”, был и такой: “Об отмене ограничений на заработную плату и прирост средств, направляемых на потребление”. Указ постановлял: “Отменить с 1 декабря 1991 г. ограничения на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление. Установить, что предприятия и организации определяют размер средств, направляемых на потребление, самостоятельно в пределах заработанных средств в соответствии с законом РСФСР 'О предприятиях и предпринимательской деятельности'”. На первый взгляд — вполне в духе и реформы, и законности. На деле же — типичный двусмысленный выверт: в самом деле, то, что “самостоятельно”, так это в упомянутом Законе именно и было сказано; но вот то, что одновременно — “в пределах заработанных средств”, — такого там и термина-то нет!
       Ни одна подобная двусмысленность не бывает случайной, и в конце года Центральный банк России разослал во все банки России циркуляр. В нем, со ссылкой на приведенную формулировку президентского указа, содержалось требование: выдавать предприятиям деньги на потребление только из полученной от реализации прибыли (из “заработанных средств”), для контроля чего вводились две дополнительные формы отчетности, с обязательным составлением и приложением одной из них к каждому чеку на получение наличных денег на зарплату (а кроме как на зарплату и пособия ни на что другое наличность получать нельзя, — об этом читатель, наверное, уже сам догадался). Для еще не осознавших поясню: циркуляр сделал невозможной выплату зарплаты из авансов и кредитов. Представьте себе: частное предприятие (звучит?) заключило полугодовой договор на разработку какого-нибудь изделия. Или взяло подряд на строительство, допустим, коровника. Или — только что создалось и взяло кредит на организацию выпуска, ну, скажем, электронной сигнализации для автомобилей. Так вот, во всех перечисленных или подобных вариантах предприятие лишено права получать зарплату или иное какое довольствие до тех пор, пока ему не начнут поступать средства от реализованной (сданной) продукции (что легко контролируется банком по формулировкам платежных документов)!
       Так указ об отмене ограничений на зарплату был легко превращен в указ об отмене и самой зарплаты. Так-то вот и закладывается “фундамент российской реформы”...
       Я понимаю, все это плохо укладывается в голове. Не пришла ли вам спасительная мысль о том, что не все банки подчинены Центральному, что есть ведь и коммерческие?.. Увы коммерческие есть, а вот независимых от Центрального банка — нет! И — смею вас уверить — независимый от правительства Центральный банк сумеет подорвать любой “фундамент”, покуда власть, потрясенная отсутствием положительных результатов от своего тяжкого труда по шоковой терапизации населения не начнет требовать очередных “чрезвычайных” полномочий.
       Или вот, например, взяли — и разрешили в России не то что частному предприятию, а прямо уже физическому лицу вести предпринимательскую деятельность, фермеру — быть просто фермером, а не малым предприятием. И разрешено им законом иметь расчетный счет в банке, ибо без расчетного счета торговать с юридическими лицами они не смогут. Но в банке ничего не знают: из Центрального банка России никаких инструкций не поступало! Иди-ка ты, фермер, образовывай юридическое лицо, назначай жену бухгалтером и кассиром, пусть обучится вести чудовищные бухгалтерские отчетности, составлять и сдавать в финорганы ежеквартальные балансы и отчеты, не забывая производить ежемесячные и ежеквартальные платежи налогов... При этом налоговый пресс будет таков, что процентов 70 выручки уйдет на налоги и соцстрах, а там — выплати процент за кредит, на который купил технику, да выплати положенную его часть... А там, глядишь, если соседи не спалят, и власть все не конфискует, глядишь — и хозяином себя почувствуешь...
       Нет, не стану я сетовать, что обленился крестьянин в колхозе и не хочет брать землю!
       Самое поразительное, что вся эта иррациональная логика кем-кем, а правительством воспринимается как явление нормальное, сопутствующее чему-то куда более важному. А более важным, чем гибнущее производство и вместе с ним — государство, считается баланс и курс рубля к доллару. Точнее — западные инвестиции, которые, якобы, при соблюдении этих условий восстановят производство, но уже на современной основе.
       В самом деле, почему бы Западу и не рискнуть: самые дешевые в мире руки (а не много ли их Западу будет?), все гарантии (какие?)... Главное же — между строк: не бросайте нас, господа, а то у нас тут такое может начаться — вам же дороже станет... Таков последний “писк” отечественной магикоэкономической мысли по превращению гадкого перестроечного утяти в прекрасного лебедя.
       Тут-то как раз и было бы к месту вспомнить, что Япония через “шоковую терапию” отнюдь не проходила!
       А вдруг наступит момент — и выяснится, что Международный валютный фонд в своих рекомендациях вовсе не подразумевал сочетать “шоковую терапию” с планомерным уничтожением существующего производства? Вдруг да и окажется эта самая “терапия” зощенковским “тормозом Вестингауза”, за который очередной “ученик чародея” дернул — и ждет, довольный, в то время как состав развала знай себе набирает ход?..
       Империя угасает, и впереди — предсмертные судороги и разложение. Что делать в такой ситуации, как, чем и кому помочь? Есть такая молитва: “Господи, дай мне силы изменить то, что я в состоянии изменить, дай терпения, чтобы вынести то, чего я изменить не в состоянии, и дай мудрости, чтобы различать первое и второе”. Я призываю к мудрости. Ну, а что делать, — каждый должен решать сам.