А.И.Маргулев. Понемногу ни о чем. - ШО №4, 2004

Об авторе

 

Опубликовано в журнале "Школьное обозрение" № 4, 2004, с. 54

 

 Андрей Маргулев

Понемногу ни о чем

Захарова Н.Г. Понемногу ни о чем

Захарова Н.Г. Понемногу ни о чем. – М.: изд. центр «Академия», 2003. – 496 с.


Книга с названием «Информационные технологии в образовании» привлечет внимание учителей, тем более что они упомянуты в аннотации в качестве возможных адресатов.

Однако прежде всего монография доктора пед. наук И.Г.Захаровой рекомендована (анонимным «учебно-методическим объединением») в качестве учебного пособия студентам педвузов. И поэтому от книги можно было бы ожидать как минимум классификации и систематизации проблемных направлений, объединяемых вынесенной в ее заголовок темой. Увы, этого нет.

Вообще, книга крайне мало напоминает учебное пособие – разве что вопросами, размещенными после каждой из 4 глав. Изложение настолько семантически фрагментировано, что пока пытаешься установить связь между соседними абзацами, забываешь, чему вообще предположительно посвящена текущая рубрика. Всплывают лишь ассоциации с докладами комсомольских функционеров, в которых по отдельности была понятна каждая фраза. Для получения впечатления, продемонстрирую следующий двухабзацный отрывок из главы 1 (с. 19–20).

«В системе образования наметилось много новых проектов, основанных на широком использовании возможностей информационных и телекоммуникационных технологий. Но для выполнения основной задачи – обеспечения разнообразного непрерывного образования – требуется разработка новых концепций, обеспечивающих изменения на уровне парадигм. Такая измененная образовательная система, в которой современные технологии будут взвешенно и разумно сочетаться с достижениями педагогики, предоставит преподавателям и обучаемым новые возможности и преимущества: от пассивного восприятия учебного материала к самостоятельной продуктивной деятельности; от сообщающего обучения к дискуссиям и совместному творческому поиску; от сухих баллов к интегрированной оценке развития личностных качеств; от ограниченной помощи обучаемому к широкомасштабным образовательным услугам; от одного диплома ко многим дипломам и сертификатам, составляющим комплексный профессиональный портрет специалиста.

Реализация всего вышеперечисленного на практике и будет свидетельствовать о подлинной модернизации образования. Очевидно, что решение возникающих задач возможно только в том случае, если они будут проводиться на уровне организационной структуры учебного заведения, а не изолированной группы специалистов. Это и представляет одну из основных проблем, справиться с которой можно только в случае действительной потребности всех участников учебно-воспитательного процесса в обеспечении качественного и доступного образования».

Для пленарного доклада чиновника это, конечно, сойдет. А для учебного пособия?

По мнению рецензента, научить данная книга может только наукообразному стилю изложения, призванного затруднить оценку собственно содержания, отличить действительную проблему от надуманной. Зато этот стиль «удачно» маскирует оторванность опирающегося на глаголы «может» и «должно» теоретизирования (подглава 3.1 «Модель интеграции ИТО в учебно-воспитательный процесс») – от реального хода процессов, относящихся к заявленной теме. «Почему это плохо, что же еще, как не учебное пособие должно обучать теоретическим основам предмета?» – спросит, быть может, читатель. А дело в том, что «Информационные технологии в образовании» не имеют пока «теоретических основ» в традиционном понимании, что и открывает простор для спекуляций. Вот, например, мнение Павла Колыхалова, зам. директора Республиканского центра экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций в образовании: «Главная причина всех затруднений, на мой взгляд, кроется в том, что у нас до сих пор нет общей теории компьютерных методов обучения. Как и 16 лет назад… вопрос о том, как применять компьютер в учебном процессе, по большому счету остается открытым» (Бюллетень Федерального депозитария электронных средств учебного назначения и электронных изданий для общего среднего образования. 2003. № 1. С. 8).

От учебного предмета «информационные технологии в образовании» в такой ситуации следовало бы в первую очередь ожидать анализа направлений, по которым реально развертывается процесс «информационно-технологической» модернизации образования. И иногда в книге действительно встречаются отдельные фразы, которые могли бы явиться «точками роста» такого анализа. Например: «Переход от преподавания информатики к реальной информатизации общего образования возможен на основе единой образовательной информационной среды, формируемой всеми участниками образовательного процесса» (с. 20). Тут, казалось бы, должен последовать рассказ о действующей в 2001–05 гг. Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды» (ФЦП РЕОИС), об определенных ею 11 направлениях информатизации образования, о ходе ее выполнения и выявленных при этом закономерностях. Можно было бы проанализировать какой-либо известный положительный пример создания единой образовательной среды вуза. Но ничего подобного не происходит. И единственное, чем данная книга, возможно, окажется полезной читателю, – это 25-страничная глава 4, знакомящая с методом создания электронного учебного курса средствами Microsoft HTML Help Workshop…