А.И.Маргулев. Это наша «энциклопедия», сынок… - ШО №2, 2005

Об авторе

 

Опубликовано в журнале "Школьное обозрение" № 2, 2005, с. 54

 

 Андрей Маргулев

Первый шаг в мир информатики

 Симонович С.В. Компьютер для детей: Моя первая информатика. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005

Симонович С.В. Компьютер для детей: Моя первая информатика. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005


Книга «Компьютер для детей» рассказывает о довольно обычных окружающих нас вещах. Только угол зрения выбран не совсем обычный – информационный.

Когда для зрелого человека вдруг открывается, что он всю жизнь говорил прозой, это повод улыбнуться. А вот то, что нынешняя «грифованая» пропедевтическая информатика готова заниматься логическими задачками, структурами данных и прочими математическими разделами, но только не «информацией» – это уже беда. Потому что вместо цельного предмета получается какая-то «математическая мозаика».

В прекрасно изданной книге С.В. Симоновича «информация» является центральным понятием не формально, как это было до сих пор, а реально. Помимо частных методических достоинств, этот подход вводит в образовательный оборот возмож-ность рассмотрения актуальных даже для младшего школьника философских и соци-альных аспектов информационного века, связанных с такими понятиями, как мышление, моделирование, массовая информация, Интернет.

Итак, с первых страниц книги предметом изучения номер один становится информация: сведения + команды.

А затем, уже на 12 странице книги вводится не совсем привычное, но очень мощное понятие информационного метода: «Мышление дает особые методы для получения информации. Некоторые тебе давно знакомы – это наблюдение, чтение, сравнение. Органы чувств человеку дает природа, а информационные методы он должен освоить сам. Для этого люди и учатся». Такими методами выступают сравнение, наблюдение, чтение, умозаключения и правила. К ним добавляются и такие особые методы, которые служат человеку для работы с числовой информацией – сложе-ние, вычитание и др., даваемые нам математикой. Наконец, новые методы дают чело-веку специальные приборы, к которым относится и компьютер.

Оснастившись такой концептуальной базой, ребенок выходит, далее, в «боль-шой мир»: «Источники информации», «Интернет», «Информация и управление», «Информация и знания», «Получение знаний»… И вот – заметьте! – только после того, как в ребенке уже сложилась целостная информационная картина мира, мы начинаем разбираться в закономерностях организации этого мира, структурировать его по признакам (причем выделяются признаки-свойства и признаки-действия). Группировка, упорядочивание, сортировка… После чего – естественный переход к сохранению информации, к превращению ее в данные, к носителям данных, включая компьютерные. И вот, неза-метно, мы уже перешли к изучению ввода данных в компьютер, к работе в программе «Калькулятор», к редактированию текста, к представлению графической информации…

В отдельной главе подробно рассматривается работа с клавиатурой.

Последняя глава называется «Как создавали эту книгу». Здесь кратко и вырази-тельно рассказано о текстовых процессорах, программах компьютерной верстки, графических редакторах и сканировании. Вплоть до типографии.

Должен сказать, что издательство никак не позиционировало данную книгу относительно возраста ребенка и его образовательных условий. Сравнивая ее с «Учебником», входящим в состав изданного ранее УМК (см. рецензию автора в «Школьном обозрении» № 3, 2003, с. 11), можно заметить, что данная книга является его почти точной копией, разве что нет поурочной разбивки. Что ж, и такой вариант ее издания можно только приветствовать: книгу купят родители для «пропедевтики» в домашних условиях и, конечно, не ошибутся…

Литература по теме

1. С.В. Симонович. Информатика, 2 класс. Учебно-методический комплект. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
2. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика. Учебник для 2 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.