А.И. Маргулев. С чего начинается информатика. - ШО №3, 2003

Об авторе

 

Опубликовано в журнале "Школьное обозрение" № 3, 2003, с. 11

 

 Андрей Маргулев

С чего начинается информатика

Учебник Симоновича для 2 класса

С.В.Симонович. Информатика, 2 класс. Учебно-методический комплект. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002


Вышел в свет новый учебно-методический комплект по информатике – для 2 класса – того самого, с которого отныне, согласно новому стандарту, начинается изучение информатики в школе. Его автора, Сергея Витальевича Симоновича, учителям информатики можно и не представлять – столько за какие-нибудь 5 лет им издано учебников по информатике для школы и вузов, книг для самообразования… Далеко не все, правда, знают, что не один год он занимается и чисто научным вопросом – определением понятия "информация" – таким, чтобы при его использовании не возникали коллизии, например, в законодательной сфере. И к новому УМК этот факт имеет самое непосредственное отношение: им начат принципиально новый, по моему мнению, курс информатики, в котором "информация" явится центральным понятием не формально, как это было до сих пор, а реально. Помимо частных методических достоинств, этот подход вводит в образовательный оборот возможность рассмотрения актуальных даже для школьника философских и социальных аспектов информационного века, о чем хотелось бы сказать отдельно.

Что такое информация? "Обычный" человек скажет: это сведения – и не слишком ошибется. Как ни странно, ответ на этот вопрос станет тем менее понятен, чем более "научно" мы будем пытаться на него ответить. Труднее всего, видимо, придется тем, кто учит… информатике – "науке об информационных процессах", как определяет ее один из современных учебников. Умные люди вроде классика школьной информатики А.Г.Кушниренко решили в свое время эту проблему просто: информация – это первичное, неопределимое понятие. "Отсутствие строгого определения, однако, не мешает нам измерять объем информации и обрабатывать ее, подобно тому, как отсутствие строгого определения прямой и точки в планиметрии не мешает нам рисовать треугольники, доказывать теоремы и решать задачи," – писал классик с соавторами.

С тех пор прошла целая эпоха, "Третий Рим" развалился и осел в "третий мир", а продолжающийся все эти годы "информационный взрыв" сформировал-таки мир четвертый – "виртуальную реальность", все более погружающую нас в "лабиринт отражений" (метафора, навеянная одноименным романом С.Лукьяненко).

Конечно, можно продолжать делать вид, что к школьной информатике это явление не имеет никакого отношения: там, в "большом мире", может, что и не так, но мы тут не при чем, у нас "наука" с традиционными разделами: компьютерная арифметика, алгебра логики, алгоритмика… Информатика как "придаток" математики – так исторически начиналась у нас эта дисциплина. А для математика информация – это не столько сведения, факты, сколько умозаключения, теоремы… Наделение собственных умозаключений статусом "факта" – эту особенность математиков иногда принимают за психическое отклонение, а дело на самом деле всего лишь в перекосе их представлений об информации…

Шло время, фантастическими темпами развивалась вычислительная техника, а с нею – технологии обработки информации… Той самой, которую не определили. Впрочем, для компьютерной информации нашли нужное слово – "данные" (хотя по отношению, скажем, к Интернету это термин не прижился…). Так от информатики отпочковались "информационные технологии", "информационная культура", в которых, говоря об информации, понимают – данные. Основная цель такого "окультуривания" – научить ребенка ориентации в информационном мире, обращению с его объектами и использованию содержащихся в нем возможностей – коммуникативных, поисковых, представительских… И никого не заботит, что все эти знания и умения несут и для человека, и для общества в целом не только блага, но и серьезные угрозы, масштабируя манипуляционные воздействия на сознание. Ведь не понимая отличие информации от данных человеку легко ошибиться в оценке ее достоверности. Человек, не осознающий, что на получаемую им информацию влияют не только собственно данные, но и, например, их оформление, – такой человек тем более уязвим, чем лучше его "технологические" навыки работы с этими данными. В самом лучшем случае – он объект для скрытой рекламы, в худшем – для любого рода "ловцов душ", начиная от политтехнологов и кончая корыстными мошенниками всех родов…

"Один из выводов настоящей книги состоит в том, что всякий организм скрепляется наличием средств приобретения, использования, хранения и передачи информации. В обществе, слишком большом для прямого контакта между его членами, эти средства суть пресса (книги и газеты), радио, телефонная связь, телеграф, почта, театр, кино, школы и церковь. Помимо своего непосредственного значения как средств связи все они служат другим, вторичным целям. Газета – средство рекламы и средство наживы для ее владельца, так же, как кино и радио… В таком обществе, как наше, открыто основанном на купле и продаже, в котором все природные и человеческие ресурсы рассматриваются как полная собственность первого встречного дельца, достаточно предприимчивого, чтобы их использовать, эти вторичные стороны средств связи все более вытесняют их основное назначение" – это написано 55 лет назад, когда не было еще ни телевидения, ни Интернета… Один из основателей современной информатики Норберт Винер ныне не в почете: одной лишь последней главы его "Кибернетики" – "Информация, язык и общество", которую я сейчас цитирую, – вполне достаточно, чтобы убедиться, как закономерно то выросшее из "свободного рынка" манипулирование "простым человеком", которое мы ныне наблюдаем: "Одна политика обмана – или, точнее, заявлений, безразличных к истине, – заставит его покупать определенную марку папирос, другая побудит его, как надеется партия, голосовать за определенного кандидата – любого кандидата – или принять участие в политической охоте за ведьмами"

Но вернемся к нашей теме: если что и есть хорошего во введении информатики со 2 класса – так это созданный по этому поводу УМК С.В.Симоновича.

Что в комплекте?

В комплект входят: "Учебник", "Рабочая тетрадь", "Книга учителя" и компакт-диск с программным комплексом "Наставник", содержащий 42 обучающие и развивающие программы для учащихся 2-4 классов (во втором классе используются первые 13).

Первая проблема, решаемая авторами учебников по информатике, – на какую оснащенность техникой им рассчитывать свой курс. Данный УМК рассчитан, как на оптимальный, на вариант с компьютерным классом на 8 и более рабочих мест, в котором должны проходить только практические занятия, составляющие примерно треть от общего объема учебных часов (34). Но от этой оптимальной схемы возможны отклонения в широком пределе. Так, при количестве рабочих мест меньше оптимального, можно с 15 вплоть до 3 минут уменьшать продолжительность сеансов, выделенных на одного учащегося – пакет "Наставник" обеспечивает необходимый минимум практических навыков и в таком режиме. В самом крайнем случае – при отсутствии техники вообще – возможна компенсация недостатка практики расширенным использованием упражнений рабочей тетради и контрольных вопросов "Книги учителя". Последняя является незаменимым методическим пособием не только для учителей начальных классов, не имевших опыта преподавания информатики вообще, но и для имеющих такой опыт (свидетельствую об этом как их коллега). Кстати, УМК С.В.Симоновича – единственный из существующих для 2 класса, рассчитанный на реализацию "машинного" варианта курса учителем начальных классов – оттого-то "Книга для учителя начальных классов" и может кому-то показаться излишне объемной (368 с.).

Рассчитанная на 34 часа учебная программа представлена в приложениях "Книги для учителя" в формах почасового, тематического и календарного планирования. Заглянем в нее.

Что в программе?

Уже с первых занятий центральной сущностью нового курса становится информация: сведения + команды. (В "Книге учителя" данное определение информации характеризуется как частное; более общее и точное будет дано в старших классах.) Тут же обозначается еще один важнейший дуализм этого понятия: содержание и оформление. А на полях, посреди нарисованных Незнайкой портретов друзей, контрастная врезка: "Будь внимателен! Люди получают информацию не только из тех сведений, которые сообщаются речью или письмом. Оформление тоже дает информацию. Всегда помни об этом!" Конечно, всю глубину этого правила дети осознать сразу не смогут. Но идея об информационной роли оформления – составляющая сквозной темы курса – будет не раз отмечена в последующих его разделах. А пока, в тексте под портретами, – задел на будущее: "Компьютеры позволяют не только обрабатывать информацию, но и изменять ее оформление. На уроках информатики ты узнаешь, как это делается" (подразумевается, в частности, форматирование текста).

Читая "Учебник" невольно поражаешься, насколько простыми, на первый взгляд, средствами автор буквально на 5 страницах выстраивает стройную теорию информации в рамках "естественного" мира. Представление о вводимых понятиях в их взаимосвязи дается в "Учебнике" в максимально приближенной к "окружающей среде" (тоже понятие, причем вводимое первым) форме, на конкретных примерах повседневной жизни. А сама книга, как и положено для второклашек, построена по визуальному принципу: все положения красочно и выразительно иллюстрируются, что позволяет весьма крупный формат издания (60х90/8).

Второе теоретическое занятие (а всего таких занятий 14) посвящено восприятию информации при помощи органов чувств. Тема традиционная, но и в ее рамках автору важно отметить момент социальной безопасности ребенка. Таково, например, одно из правил, относящихся к получению информации при касании: "Нельзя касаться других людей без их разрешения. Если незнакомый человек взял тебя за руку, это сигнал тревоги. Громко скажи: "Отпустите меня! Я вас не знаю".

На третьем уроке вводится важное понятие информационного метода: "Мышление дает особые методы для получения информации. Некоторые тебе давно знакомы – это наблюдение, чтение, сравнение". В "Книге учителя" эта тема раскрывается, конечно, значительно полнее – канал межличностного общения ученика и учителя тем более важен, чем большую смысловую нагрузку несет новое понятие. Там, в примечаниях, посвященных методическим особенностям раздела, отмечается: "Чтобы в будущем учащимся было легко понять, как информация становится данными для компьютера, как данные обрабатываются и как создается новая информация, нам придется прибегать к слову метод еще не раз. С этим ключевым понятием информатики учащиеся будут иметь дело весь период обучения в школе". Этот задел на будущее обозначают и соответствующие задания из "Рабочей тетради": "Чем пользуются люди, когда им не хватает собственных информационных методов для получения информации из данных?" К этому моменту учащиеся, очевидно, уже узнают от учителя, что приобретать информационные методы можно не только в процессе обучения, но и вместе с приборами и устройствами, в которые эти методы уже заложены (таким прибором и является, в частности, компьютер).

"Усвоение информации", "Виды информации", "Числовая информация", Компьютеры", "Управление компьютером", "Представление информации"… Относительно традиционное содержание этих уроков отличает продуманность всех деталей, их взаимоувязка и концептуальное единство. А дальше – снова выход в "большой мир": "Источники информации", "Интернет", "Информация и управление", "Информация и знания", "Получение знаний"… Вопросы, которые рассматриваются в этих уроках, часто и актуальны, и нетривиальны: "Можно ли считать Интернет средством массовой информации?" И вот – заметьте! – только после того, как в ребенке уже сложилась целостная информационная картина мира, мы начинаем разбираться в закономерностях организации этого мира, структурировать его по признакам (причем выделяются признаки-свойства и признаки-действия). Введение понятия контейнера и вложенности объектов приводит к определению "пути поиска" ("пути доступа"), которые так пригодятся на практических занятиях с компьютером. А от группировки команд мы плавно переходим к новым составным информационным объектам – программам действий, компьютерным программам… В годовом курсе, таким образом, достигается органичная и естественная интеграция практически всех содержательных линий школьной информатики: "Представление информации", "Компьютер", "Моделирование и формализация", "Алгоритмы". Технологическая линия тоже представлена – в основном, практикумами по работе на компьютере. И при этом, конечно, все 4 компонента комплекта прекрасно сбалансированы и взаимосвязаны.

Незаменимый "Наставник"

Программный комплекс "Наставник" обладает рядом интересных особенностей. Во-первых, он чрезвычайно устойчив как к любого рода "неоднородностям" операционных систем семейства Windows (95/98/Me/2000/XP), включая как разнообразие выбранных при инсталляции компонентов и настроек, так и разнообразие аппаратных конфигураций компьютеров. Во-вторых, ему нипочем всякие мелкие, но частые неприятности, проистекающие от детских шалостей или неосторожностей (удаление или модификация файлов программы). На самом деле работу обычных Windows-приложений можно расстроить даже корректным удалением (а то и установкой!) других приложений. Все эти проблемы обойдены в "Наставнике" оригинально и изящно: этот комплекс, во-первых, абсолютно автономен по отношению к любым не содержащимся в нем программным компонентам (он даже не регистрируется в операционной системе), а во-вторых – чрезвычайно неприхотлив к аппаратным возможностям компьютера (то есть будет работать практически на любом компьютере, способном "нести" указанные операционные системы. А установка, удаление или восстановление пакета производится путем обычного копирования, подобно программам под DOS (притом, что все это полноценные приложения Windows).

Поскольку пакет (как и весь курс) рассчитан и на учителей, не имеющих никакого компьютерного опыта, в приложениях "Книги учителя" помимо подробного рассмотрения требований электрической безопасности, гигиенических требований, помимо описаний настроек управлением компьютером – очень подробно изложены основы компьютерной безопасности, рассматривающие, в частности, различные формы защиты компьютеров от несанкционированной установки программ.

Программы "Наставника" позволяют проводить практические занятия концентрированно, максимально полно используя драгоценные минуты сеанса для приобретения конкретного навыка, будь то управление компьютером, редактирование текста, работа с графикой или упражнения по вводу данных с клавиатуры (изучается слепой десятипальцевый метод).

Последняя глава "Учебника" называется "Как создавали эту книгу". Она снова возвращает ребенка в "большой мир" – мир реальных информационных технологий, мир информационной культуры, который все мы творим и которому принадлежим.