А.И.Маргулев. Уроки Интернета в облегченной версии. - ШО №4, 2004

Об авторе

 

Опубликовано в журнале "Школьное обозрение" № 4, 2004, с. 55-56

 

 Андрей Маргулев

Уроки Интернета в облегченной версии

Байков В.Д., Сафонов И.К. Уроки Интернета в облегченной версии

Байков В.Д., Сафонов И.К. Уроки Интернета в облегченной версии. – СПб.: изд. «БХВ-Петербург», 2003. – 160 с.


Первое недоумение возникает уже с первого предложения аннотации к «Урокам Интернета для школьников»: «Книга предназначена для школьников старших классов, знакомых с основами работы в Windows». Вообще-то, в рамках текущего перехода к профильной школе в старших классах либо уже нет информатики, либо она профильный предмет с углубленным изучением тех или иных разделов. Уровень же данного пособия явно соответствует лишь образовательному минимуму основной школы.

После же прочтения книги, возражения вызвали и другие утверждения аннотации: про богатый иллюстративный материал и, главное - что книга эта «станет хорошим справочником для учителей информатики». Чем угодно - но только не справочником!

Ошибки и недоразумения начинаются уже во «Введении», когда авторы пытаются изложить эволюцию Интернета сопоставляя ее с эволюцией телефонной связи: «Интернет, прежде чем стать глобальной сетью, прошел точно такой же путь. Сначала появились локальные сети» - с. 3. Интересно, что это утверждение самими же авторами через страницу опровергается: 1969 год называется годом создания Интернета, а под 1976 годом указано: «Роберт Меткалф… создает Ethernet - первую локальную компьютерную сеть». И это действительно так: глобальные сети (во множественном числе, ибо Интернет - это не «глобальная сеть», а «сеть сетей») появились ранее локальных, причем совершенно закономерно. Потому что локальные сети - это сети с децентрализованным распределением ресурсов и для их появления необходима была экономическая победа на рынке вычислений мини-компьютеров, построенных на больших интегральных схемах. Глобальные же сети первоначально развились на основе централизованных многотерминальных систем - с подсоединением терминалов через телефонные сети. И именно в глобальных сетях впервые были реализованы современные механизмы обмена данными между компьютерами (принцип коммутации пакетов взамен принципа коммутации каналов традиционной телефонии), для них была сформулирована идея открытой архитектуры, «интернеттинга» (межсетевого взаимодействия), реализованная, затем, в протоколах TCP/IP. Провал «Введения» довершают совершенно бессмысленные рисунки 6-8.

Не останавливаясь по недостатку места на «Уроке 1», упомяну следующее за ним излюбленное авторами мероприятие, называемое «Переменка» - полторы страницы анекдотов с указанием серверов-источников. Подобные мероприятия следуют после каждого «Урока», да и завершает книгу тоже юмор: 4-страничный тест «Пора остановиться, если…» - далее 83 пункта. Словом - обхохочешься! - анекдоты и шутки достигают процентов 8 от объема этой полуторасотстраничной книги…

Урок 2 посвящен адресации в Интернете - и снова масса неточностей. В частности, крайне неудачно введено понятие «DNS-адреса» (вместо «доменного имени»): «Эта буквенная форма адреса в Интернете однозначно связана с уже описанной цифровой формой. По существу это одно и то же…» - с. 20. На самом деле доменные имена регистрируются в предположении выполнения компьютером серверной функции какой-либо сетевой службы Интернета (web-сервера, например). И в любой момент на IP-адрес какого-либо соединенного с Интернетом компьютера могут указывать как несколько доменных имен, так и ни одно. В то время как уникальный IP-адрес есть у любого такого компьютера.

Важнейшее понятие URL-адреса ресурса почему-то не определено, хотя авторы убеждены, что сделали это еще в «Уроке 1». Зато в «Уроке 8» вид адресации, например, гипертекстовых документов дается в таком виде: «http://DNS-адрес», что окончательно запутывает вопрос…

Удивительный абзац оканчивает «Урок 6», посвященный работе по протоколу FTP (называется этот урок очень сомнительно: «Работа с базами данных»): «Когда-то, давным-давно (лет 6-7 назад), работа по FTP-протоколу была главной составляющей работы в Интернете, но те времена прошли. Гораздо проще (хотя и менее надежно и медленнее) пользоваться WWW-протоколом для поиска и закачки файлов, что благополучно (более или менее) делает 99,99% пользователей Сети» - с. 77-78. На самом деле «протокол WWW (имеется в виду, очевидно, протокол HTTP) к «закачке файлов» (так авторы называют их «скачивание») отношения не имеет: просто в броузеры встроены модули FTP, которые и выполняют эту работу - по протоколу FTP, разумеется…

В книге неплохо рассказано о классической электронной почте (E-mail), но ничего нет о почте, основанной на Web, хотя именно ею и пользуется большинство школьников. Лучше всего в книге изложена тема поиска информации в Интернете, включая обширные «Практикумы», а также интернет-телефония. Но и здесь не без изъянов: слишком мало уделено внимания опасностям, исходящим из Интернета. В общем - для хорошо подготовленного учителя эта книга представит интерес своими «Практикумами», прежде всего. Остальным же лучше от ее использования воздержаться. И уж никак не рекомендовать ее ученикам…

Литература по теме

1. Симонович С.В., Мураховский В.И.: Интернет у вас дома: Полное руководство начинающего пользователя. - М.: Аст-Пресс Книга, Инфорком-Пресс, 2003 г.

2. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Новейший самоучитель по работе в Интернете. - М.: ДЕСС КОМ, 2000.

3. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004.