А.И.Маргулев. Благая весть о рецептах успеха. - ШО №5, 2003

Об авторе

 

Опубликовано в журнале "Школьное обозрение" № 5, 2003, с. 33

 

 Андрей Маргулев

Благая весть о рецептах успеха

Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении

Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. – М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003. – 672 с.


“Революция в обучении” – это толстая, приятная на ощупь, выразительной наружности книга красного, как и полагается при таком названии, цвета. В центре обложки – человек с просвечивающим через прическу мозгом.

Но как говорится, по одежке встречают… А вот к выбору подходящих “проводов” мне никак не удавалось приступить – все увязал в стиле “подачи” книги. Едва открыл – и тут же попал, извиняюсь, в кучу отзывов о ней известных деятелей науки и культуры (из них 10 – наши соотечественники). Впрочем, книга эта не просто 670 страниц текста, это – проект, у которого целых три продюсера, не говоря уж о 5 редакторах разных типов. Ну а проекты, как известно, нужно “продвигать” – так что без “гарнира” в виде лозунгов “Научить мир учиться по-новому” (подзаголовок), “Пропуск в XXI век” (список из 21 пункта на обратной стороне обложки), упомянутых отзывов, двух предисловий и двух инструкций по “применению” никак, видимо, не обойтись.

Инструкции, кстати, таковы: первая – “Как бегло прочитать книгу за 15 минут”, вторая – “Как запомнить все основные идеи” (в предположении таковых). Нет, ничего сверхъестественного в “беглом прочтении”, как выяснилось, нет: просто каждая четная страница – это “постер” с какой-то “яркой идеей”; ими-то и можно ограничиться для “беглого чтения” А то уж я было засомневался, когда это почтенные авторы отзывов (Иосиф Кобзон, например) успели прочесть этот “талмуд”?

Итак, книга “Революция в обучении” – это проект, позиционируемый в жанре научно-популярного просветительства. Основная его задача – пропаганда программы глобального обучения и неких “методов”, которые должны совершить в нем революцию. Судя по сообщению на обложке книги о продаже 10,5 млн ее копий, этот проект до сих пор был весьма успешен. Но авторы проекта неосмотрительно разрушили достигнутое, в каком-то смысле, совершенство, предварив "родное" предисловие к книге некоего Марка Виктора Хансена – предисловием к русскому изданию профессора А. Г. Пузановского – доктора экономических наук, зампреда Комитета по образованию и науке Госдумы. Диссонанс этих предисловий – неутешительное, на мой взгляд, знамение для судьбы российского варианта проекта. Судите сами: чего стоит “уверенность” Марка Виктора Хансена (он, после нашего профессора, представлен как “один из авторов серии книг "Куриный супчик для души"” – авторитетно, не правда ли?) в том, что “"Революция в обучении" – одна из наиболее важных книг, изданных за последние 100 лет”, – если до этого читатель уже взял на заметку скептические (при всей его доброжелательности) пассажи российского ученого, включая “пожелания авторам… увязывать свой восторг и оптимизм в отношении этих методов с их достаточной научной проработкой, исключающей шарлатанство и возможность нанесения ущерба здоровью человека и целостности организованной системы образования”

Не берусь гадать, что навело уважаемого профессора на мысли о шарлатанстве, но я благодарен ему за снятие с меня лишней доли ответственности за введение в оборот этого термина в связи с оценкой данной книги. Действительно, местами кажется, что читаешь нечто вроде “Как сформировать события своей жизни с помощью силы мысли” (одна из книг по “прикладной парапсихологии”). И как не вспомнить шарлатанские рекламные ролики, читая о том, “как повысить успеваемость на 661% с помощью этих методов”? Или (со ссылкой: “Информация представлена Центром ускоренного обучения, Женевское озеро, штат Висконсин, США, 1996 г.”): “В США сотрудники, обучавшиеся на курсах "эффективного обучения" в гигантской группе компаний "Интел", смогли увеличить объем своих знаний по конкретному предмету на 507% по сравнению с 23%, полученными студентами при использовании "обычных" методов обучения”.

Да, “методов” в книге действительно немало, но вот беда – в них нужно верить, как в какое-нибудь средство от облысения; в противном случае непроизвольные мысли о шарлатанстве сильно навредят процессу… Обратимся, для примера, к главе 9 “Правильно учиться – значит учиться легко, быстро и весело”. В подглаве “Преподаватель, использующий ускоренные методы обучения” нам, для примера, рассказывается “об учителе, на практике использующем новый стиль обучения” на занятиях по химии:

“Типичное занятие развивается по следующему плану: учитель может выключить освещение, включить специальную музыкальную запись для стимулирования творчества и воображения, а после этого начинает смешивать в пробирке реактивы. Тревожное ожидание нарастает вместе с музыкой, одновременно с этим в пробирке появляются искры света. Вуд (так зовут учителя – А.М.) начинает говорить о свете, жизни и их взаимодействии. Искры вспыхивают все чаще и ярче. Учитель объявляет тему: "Жизнь – это чудо, и мы с тобой – части этого чуда". Он подходит к демонстрационному столу, переливает содержимое пробирки в большой лабораторный стакан и говорит: "Мы узнаем сейчас, насколько жизнь чудесна и удивительна". Музыка достигает апогея, а пламя вырывается из стакана и пробирки. Включается свет, музыка заканчивается, и студенты молча осознают то, что только что произошло. По словам Вуда, "была представлена тема изучения на год, обсуждены свойства трех веществ и их плотность, продемонстрирована взаимосвязь света и жизни – и все это примерно за 15 минут"”.

Но книга не вызвала у меня желания “позубоскалить” – естественную реакцию организма на произносимые с серьезным видом глупости. Глупость – это когда можно “завернуться” в спасительную иронию Саши Черного:

Ослу образованье дали.
Он стал умней? Едва ли.
Но раньше, как осел,
Он просто чушь порол,
А нынче – ах злодей –
Он, с важностью педанта,
При каждой глупости своей
Ссылается на Канта.

В нашем же случае, “своя глупость” (а для кого-то, быть может, и “Кант”) разведены в розовом “киселе” ни к чему не обязывающих лозунгов и сентенций, типа: “Сегодня каждый должен стать менеджером своего будущего” – с. 75; “Какой бы предмет или предметы ни изучали ученики, настоящей проверкой завтрашней системы образования станет ее способность увлечь учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для них” – с. 133; “Зная, какое питание нужно вашему мозгу, вы сможете сделать первые шаги к повышению эффективности своего обучения” – с. 177; “Большинство изобретений и открытий совершаются благодаря четкому видению будущего, то есть конкретной цели” – с. 253… И так далее. В субстанции таких заклинаний и приходилось выискивать то, что можно отнести к содержанию “Революции в обучении”.

Если вас это не смущает, то, быть может, вы и доберетесь до каких-нибудь интересных сведений о программе “Международный бакалавриат”, практике сингапурской “Семейной школы для иностранцев” или новых для вас подробностей о начальной школе побережья Тахатаи (Новая Зеландия). Но скорее всего, вы застрянете уже на “Введении” – настолько чуждыми для образованного российского читателя, воспитанного на логически состоятельных текстах и ответственном отношении к слову, окажутся возвышенно-бессвязные интонации книги и ее лозунгово-директивный стиль. Чтобы стало ясно, с чем придется иметь дело, я просто приведу начальный фрагмент этого 12-страничного (не считая “постеров”) “Введения”, тем более, что цитируемые положения варьируются на все лады и в других главах книги.

“Революция в обучении основывается на семи основных убеждениях:

1. В настоящий момент мир переживает важнейший поворотный момент в своей истории.

2. Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния.

3. Эта революция во многом определит наше будущее: как мы и наши дети будем трудиться, зарабатывать себе на жизнь и получать от нее максимальную радость, – и будет ли это все у нас вообще.

4. Наверное, не более одного человека из пяти, даже в развитых странах, знает сейчас, как воспользоваться лавинообразным потоком изменений, происходящих в мире.

5. Если мы не найдем ответы на эти вопросы, то быстро растущее деление на богатых и бедных превратится в пропасть – пропасть нищеты, отчаяния и терроризма.

6. Нам необходима параллельная революция в области "пожизненного обучения", дополняющая информационную революцию, – чтобы все люди смогли воспользоваться плодами нынешней эпохи "потенциального изобилия".

7. К счастью, эта революция – революция, которая может помочь каждому из нас усвоить все, что нам требуется, гораздо быстрее и эффективнее – набирает темп. И книга, которую вы держите в руках, рассказывает о ней”.

Если расшифровать, какая мысль все-таки заключена в этих новейших “идеях чучхе”, то она окажется очень понятной и до боли знакомой: найден очередной рецепт превращения “юдоли бед” в “царство разума” и “процветания”. Единственное, пожалуй, достоинство предложенной “модели” достижения “потенциального изобилия” – никто пока не требует с пристрастием веры в эту благодать…

Сто лет назад, когда тоже случилась фантастическая научно-техническая революция – воздухоплавание, кинематограф, радиотелеграф, международный телефон и телеграф по трансатлантическому и транстихоокеанскому кабелям, – Лев Толстой записал в своем дневнике: “Обыкновенно меряют прогресс человечества по его техническим, научным успехам, полагая, что цивилизация ведет к благу. Это неверно. <…> Увеличить благо людей наукой – цивилизацией, культурой так же невозможно, как сделать то, чтобы на водяной плоскости вода в одном месте стояла бы выше, чем в других”. Неужели за прошедший век появились хоть малейшие причины усомниться в этом выводе? Разве что – невежество и/или корыстолюбие торговцев всяческим “оптимизмом”.

Дело даже не в шарлатанстве тех или иных предлагаемых книгой методов, не в вульгарности тех или иных открытых авторами “простых выводов” (глава 8 “Сокровенные тайны обучения”, “Как запрограммировать успех в обучении – подобно тому, как это делается в бизнесе”). Самое худшее, что есть в этой книге, – это придание “обучению” статуса панацеи от неизбывного зла этого мира.

Есть, знаете ли, у человека такая беда: “путать божий дар с яичницей” – что ж, с каждым может случиться. Но бывает и так – поддавшись той или иной “оптимистической” идее, человек заглушает ею живущий в нем голос истины. И в предположении, что божий дар – суть особый рецепт яичницы, счастливо “открывает” и предлагает всем оптом и в розницу эту “сокровенную тайну”.