А.И. Маргулев. «Жесты членов комиссии» и другие тайны аттестации. - ШО №2, 2003

Об авторе

 

Опубликовано в журнале "Школьное обозрение" № 2, 2003, с. 56

 

 Андрей Маргулев

“Жесты членов комиссии” и другие тайны аттестации

Книга А.С.Галанова

А.С.Галанов. Как пройти аттестацию. Советы психолога учителю. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - 160 с.


Книга А.С.Галанова “Как пройти аттестацию. Советы психолога учителю” рассматривает, как сказано в анонсе, процедуру аттестации учителя с точки зрения психолога. Про указанную процедуру написано настолько мало, что книга эта наверняка хорошо раскупается, тем более что на каждую сотню аттестуемых только в текущем году пришлось бы всего по одному ее экземпляру.

Уже при беглом просмотре книги в глаза не может не броситься некоторая, скажем так, оторванность ее содержания от реальной жизни. Я даже подумал было, а не взять ли эпиграфом к рецензии тридцатилетней давности пародию на "педагогическую" радиопередачу, что-то в таком духе:

– 14-летняя Маша Т. из Воронежа спрашивает нас: “С какого возраста можно гулять с мальчиком?” Маша, тебе отвечает кандидат педагогических наук Чепурных Тамара Петровна.

– С мальчиком можно гулять с любого возраста. Необходимо только перед прогулкой в морозную погоду хорошенько его укутать...

Каких-то 10 лет назад, когда к минимальному уровню зарплаты, устанавливаемому нашими законодателями, были жестко привязаны и их собственные зарплаты, а личный опыт посещения ресторанов был у педагогов относительно свеж, еще можно было без юмора воспринимать такие вопросы одной из анкет (с. 21):

Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?

а) стерпите, избегая скандала;

б) вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание;

в) отправитесь с жалобой к директору ресторана.

Сейчас былая серьезность вышибается мгновенной ассоциацией: “Все эти святые слова будили в старухах воспоминания об исчезнувших еще до революции зубах, о яйцах, пропавших приблизительно в ту же пору, о мясе, уступающем в смысле жиров яйцам, а может быть, и об обществе, которому они были лишены возможности помогать, тщательно пережевывая пищу”.

У рецензируемого издания, таким образом, есть по крайней мере одно неоспоримое достоинство: в нем немало фрагментов, вызывающих относительно здоровый смех. А когда человеку смешно, ему, как заметил поэт, уже не страшно, что в значительной степени нейтрализует возможное (и даже весьма) отрицательное воздействие книги на психику читателя. И все же мне показалось необходимым “разъяснить” некоторые авторские видения, выдаваемые им за реальные проблемы, возникающие перед аттестуемым.

Уже при беглом чтении “Введения” книги читатель, без сомнения, обратит внимание на фразу о том, что “в приложении приводятся нормативные документы, регулирующие процедуру аттестации, образцы заявлений на прохождение аттестации, титульного листа творческой работы, отзывы и рецензии на нее” (с. 6) (синтаксис источника сохранен – А.М.). Не ждущий подвоха читатель не бросится, разумеется, немедленно проверять действительное наличие в приложении указанных нормативных документов, тем более что для такой проверки нужно уже заранее знать, о каких именно документах идет речь. Зато теперь все рассматриваемые в книге элементы аттестационной процедуры будут восприниматься читателем как предусмотренные в нормативе. Что не совсем (или совсем не) так.

На самом деле единственным нормативным документом, регулирующим сейчас процедуру аттестации, является “Положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений”, утвержденное приказом Минобразования РФ от 26.05.2000 № 1908; его-то в книге А.С.Галанова как раз и нет (потом станет понятно, почему). Документ этот посвящен организации аттестации: определяет основания, сроки прохождения аттестации, состав и регламент работ аттестационных комиссий разных уровней и т.д. Что же касается собственно процедуры аттестации, то документ содержит на эту тему только одно положение: “Аттестуемый вправе избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных процедур” (п. 2.3). При этом, как пояснил мне начальник организационно-нормативного отдела Минобразования М.А.Павлович, сами эти процедуры ни в каком нормативном документе не прописаны, существуя исключительно как элементы сложившейся в этой сфере практики (которая, добавлю справедливости ради, сложилась не без участия предыдущих, ныне отмененных нормативов). Так, подтверждать свою квалификацию аттестуемый может не только в формах защиты творческой работы или сдачи квалификационного экзамена, рассматриваемых в книге как якобы “основные”, но и в формах открытого урока, собеседования. И это вполне объяснимо: организовывать описанные в книге анкетирования, защиты работ и сдачи экзаменов перед квалификационными и аттестационными комиссиями – теоретически возможно, но мало реально.

Тем не менее, именно вокруг этих якобы неизбежных экзаменаций и выстраивается основная “интрига” книги. Суть которой – открыть “клиенту” глаза на ожидающие его психику испытания с тем, чтобы потом “поддержать” его советами по их преодолению. И если раньше ему просто намекали на возможные проблемы с объективностью оценок (что “вызывает справедливое негодование учителей” (с. 46)), то теперь, в главе 4 “Как сдать экзамен”, говорится прямо: “Ученые провели исследования и выяснили, что общее впечатление окружающих от вас зависит на 55% от облика говорящего; на 38% от голоса; лишь на 7% от содержания того, что вы говорите”. То есть путь “объективизации” ваших оценок все же есть: это “самые последние сведения об организации успешного имиджа (одежда, волосы, прическа)” и специально разработанная “ситуация общения во время аттестации” (с. 101).

Хотя чтение последующих 20 страниц, где вас учат правильному макияжу (“не забывайте подчеркнуть сочный цвет своих глаз”), принципам создания гардероба (“рыжие с веснушками превосходно выглядят в теплых, переливчатых тонах”; “в пастельных тонах вы будете выглядеть нездоровой”), постановке голоса и прочим архиважным вещам, – должно, по идее, придать вам большую уверенность, вам, однако, не дают забывать и всю серьезность предстоящего. “Пока вы ждете своего выступления, у вас в теле начинает вырабатываться адреналин. Именно он виноват в вашем напряжении. Когда напряжение действительно велико, у вас перехватывает дыхание” (с. 116). Или: “Когда нервозность целиком овладевает вами, вы начинаете дышать “мелко”, только верхней частью легких... Если вы станете говорить в начале выдоха или посреди вдоха, звук будет ужасным, и вы начнете задыхаться” (с. 117–118). Или: “Чтобы смягчить конфронтацию, нужно сесть возле того члена комиссии, который, как вам кажется, наиболее агрессивно настроен против вас или является главным” (с. 119). С одной стороны, все это можно охарактеризовать как заурядную манипуляцию сознанием для создания искусственной потребности в “психотерапевтических” рекомендациях. А с другой – все эти преподаваемые без тени смущения “рецепты успеха” посредством макияжно-гардеробного заштукатуривания семи процентов того, что, собственно, по замыслу, и должно было бы доказывать вашу квалификацию, – какое это поучительное отражение господствующего в аттестационной сфере двоемыслия, ориентации на суррогат “кажущегося” вместо “сущего”!

Я сейчас начал рассматривать книгу А.С.Галанова с конца, т.е. с завершающего этапа гипотетической аттестации просто потому, что именно там находится ее продекларированный целевой “центр тяжести” – те самые “советы психолога учителю”. Однако реально центральное место в книге занимают рекомендации по организации и проведению аттестации, адресованные явно не аттестуемым. Так, в главе 2 на 35 страницах изложен предлагаемый автором “пакет методик для экспертной оценки труда учителя” (с. 46); приведена примерная схема проведения аттестации в школе. Впрочем, и тут есть свой “воспитательный” резон: исПЫТуемому лучше сначала просто показать орудия пытки – большинство поймет все правильно и не умничая больше займется изучением “Советов по имиджу аттестующегося”.

Пакет замечателен тем, что способен этак на пару недель заменить в школе учебный процесс – экспертным. Причем заняты будут не только учителя и школьники, но и их родители. И это правильно: родителей тоже нужно держать в строгости – учителю, согласно вопросам анкет, надлежит уметь “четко организовать родителей для помощи классу и школе”, уметь “убедить родителей в необходимости помощи школе”, а заодно и “активно привлекать к оформлению кабинета”.

К счастью, именно в описании пакета я наткнулся на долгожданную (и единственную) ссылку на нормативный акт (который, как я все надеялся, откроет мне первоисточник всей этой благодати). Таковым оказался приказ Минобразования России от 11.11.92 № 406 "О введении новых условий оплаты труда работников образования" (с. 77). Эта ссылка на не действующий ныне акт явилась знаком того, что все эти не вписывающиеся в реальность методики экспертных оценок были разработаны еще в период действия предыдущего, “типового” положения об аттестации (действовало до сентября 2000 г.), в котором предусматривалось, в частности, “использование различных форм психолого-педагогической диагностики” в качестве средств экспертной оценки деятельности учителя.

Книга А.С.Галанова, таким образом, не является сейчас, к счастью, “руководством к действию”, как могло бы случиться еще 3 года назад. Она, как придорожный памятник, просто должна напоминать всем “участникам движения” о том, куда может завести дорога, выложенная то ли “благими намерениями”, то ли просто излишним рвением...