А.И.Маргулев. Медиатека: взгляд со стороны. - ШО №1, 2003

Об авторе

Опубликовано в журнале "Школьное обозрение" № 1, 2003, с. 20

Медиатека: взгляд со стороны

До сих пор я, как мне казалось, представлял, что означают понятия “дистанционное образование”, “школьная Интернет-площадка”, “медиатека”… Последний термин, например, по словообразовательной аналогии с “библиотекой”, “фильмотекой” и “видеотекой” должен, видимо, обозначать место, где хранятся и выдаются компакт-диски со всякой мультимедийной всячиной: видеозаписями опер, экскурсиями по музеям, “литературно-музыкальными композициями”, энциклопедиями, обучающими программами, наконец. Но библиотека – как составная часть медиатеки?..

Как выяснилось, я не знал очень многого. Я не знал, что есть московская гимназия № 1512, где медиатека нашла свое, видимо, высшее воплощение как центр единого информационного образовательного пространства школы.

В розовом свете

Просвещал меня на этот счет руководитель медиатеки, заместитель директора гимназии, Горбачев Михаил Михайлович. Рассказывая, водил по своим “владениям”: читальный зал, библиотека, радиостудия-видеотека со спутниковым телевидением, 2 компьютерных зала, общешкольная компьютерная сеть, с выходом в Интернет по оптоволокну… А я только успевал восклицать: “А откуда?.. А как вам удалось?..” (Чтобы вы понимали, о чем это я, для примера: в штате медиатеки помимо руководителя – 6 человек!)

Вот, что я узнал в процессе “экскурсии”.

В гимназии выделяется 3 уровня единого информационного образовательного пространства. Первый уровень образуют предметные кабинеты вместе с установленной в них компьютерной и видеотехникой, а также книгами, наглядными пособиями, аудио и видео материалами. Причем все сведения об этих материалах фиксируются в специальных паспортах кабинетов. Третий уровень образует Интернет со своими веб-ресурсами и коммуникативными возможностями. Ну а второй – медиатека – особая внутришкольная структура, являющаяся центром формирования внутришкольного информационного образовательного пространства и “замыкающая” на себя первый и второй уровни.

Если один из компьютерных залов отдан для самоподготовки учащихся и учителей, то другой – целиком учителям-предметникам для проведения уроков с применением компьютерных средств обучения. Выглядит это так: учитель, ознакомившись с каталогом медиатеки, заполняет бланк “Заявки на проведение урока”, в котором указывает, в частности, тему урока и необходимые для его проведения технические средства. Еще до начала урока сотрудник медиатеки запускает требуемые программы и знакомит учителя с особенностями его работы. Кабинет оснащен проектором, рассчитанным на подключение как к компьютеру, так и к фото-видеоаппаратуре.

Другой формой предоставления медиаресурсов является теле-радиостудия, позволяющая транслировать в кабинеты учителей-предметников заказанные ими видеофильмы одновременно по 5 телевизионным каналам. Плюс, – обеспечивать прямые радио и телетрансляции по гимназии выступлений и других передач, съемку школьных тележурналов, создание творческих телефильмов учащихся… На сайте гимназии представлена структура медиатеки. (http://schools.keldysh.ru/gym1512/).

Остановимся еще на такой важнейшей функции медиатеки, как накопление и систематизация сведений о доступных информационных ресурсах. Прежде всего, это уже имеющийся справочник основных обучающих ресурсов медиатеки, но не только. Посмотрите на главную страницу веб-интерфейса базы данных, хранящей эти сведения:

Хотя работа эта еще не завершена, уже понятно, какие новые перспективы она открывает: учителя-предметники получают возможность отбирать из Интернета материалы для пополнения фонда медиацентра (видимо, новое наименование медиатеки), а медиацентр сможет предоставлять эти материалы, например, через интранет. Уже сейчас многие полезные ресурсы Интернета отражены на сайте гимназии на странице, посвященной повышению квалификации педагогов. Здесь же можно познакомиться и с уроками-проектами, разработанными учителями гимназии.

Конечно, медиатека гимназии № 1512 – это, я бы сказал, растение, выращенное в особых, “оранжерейных” условиях. У ее истоков стоят два человека – Елена Николаевна Ястребцева, ныне академик РАО, разработавшая в 1990 году концепцию медиатеки, а с 1992 года возглавляющая научно-исследовательскую группу “Школьная медиатека” ИОСО РАО, и – бессменный директор гимназии Борис Ханонович Штульберг, поверивший, что и в российской школе возможно создать то, что он увидел в начале 90-х во время командировки в школах Запада. Сейчас гимназия – это городская экспериментальная площадка с соответствующими преимуществами в снабжении ресурсами. Научное руководство развитием медиатеки осуществляет зам. директора гимназии, профессор Евгения Семеновна Полат. Кроме того, – прекрасные возможности по приобретению мультимедийных дисков – в рамках договора на их апробацию с Российским центром экспертиз при министерстве образования…

Именно на базе этой медиатеки, как указывает Е.Н.Ястребцева в материалах августовского педсовета (http://pedsovet.kob.ru/netman/yastr.htm#3), развивалась общая концепция создания медиатек в школах, находя свое отражение в документах министерства образования; именно сюда приезжали за опытом библиотекари со всей страны... И вообще, по ее словам, это “медиатека, где всем хорошо”.

В свете последующих размышлений

Вот с этого-то “всем хорошо” и началась моя рефлексия, когда, освободившись от экскурсионного “гипноза”, я начал анализировать увиденное. Во-первых, до меня вдруг дошло, что кроме трех человек персонала я не увидел в медиатеке ни тех, кому в ней хорошо, ни всех остальных. А время при этом было как раз самое “рабочее” (между 16 и 17 часами) и для самоподготовки учителей, и для творческих проектов учащихся… “Медиатека предоставляет соответствующие условия для реалнзации самостоятельности учащихся в обучении, их познавательной творческой деятельности с широкой опорой на коммуникацию”, – гласит “Положение о медиатеке” (1995). Условия вроде как все были налицо, а вот учащихся не было. Может быть, у них совсем другие проблемы, чем “реализация самостоятельности в обучении”? Уроки готовить, на подготовительные курсы пойти? А может их “творческую деятельность” просто некому направить в нужное русло? Собственно, в этом ведь главная проблема, а не в каких-то там “условиях” (поскольку г. Москва – это уже такое условие, на фоне которого все прочие просто теряются).

Видеотека при этом оказывала кому-то “информационные услуги” в форме трансляции учебных фильмов по внутренним каналам. А библиотека в это время уже не работала. А кстати, при чем здесь библиотека? В своей самой последней, в каком-то смысле, “итоговой” книге “Школьный медиацентр. От идеи до воплощения” (2001) Е.Н.Ястребцева озаглавила посвященную роли библиотеки главу так: “Книга – базисная опора школьной медиатеки”. Но громкая фраза не спасает, и утверждение “повисает” в пустоте: содержание главы ничем его не подкрепляет. А, судя по тому, что я увидел в “образцовой” реализации – эту “опору” можно спокойно вывести из медиатеки, – никто этого и не заметит. Библиотека – наиболее автономный объект “единого информационного образовательного пространства” школы; в “образцовой” медиатеке это заметно более чем где-либо. И невольно приходит на ум “крамольный” вопрос: а не пытаемся ли мы впрячь “в одну телегу” “коня и трепетную лань”?

Образование ведь не сводится к овладению информационной культурой и не зависит впрямую от доступа к информационным ресурсам и мультимедийным средствам обучения (даже при их правильном использовании, что само по себе – малоизученная проблема). В России образование всегда ориентировалось на просвещение в самом высоком смысле этого слова, на познание через нравственное переживание, а не простое узнавание. И “материальная” книга, с которой мы до сих пор имели дело, воспринималась у нас, более чем где-либо, именно в своей просветительской, а не информационной ипостаси; представая источником отчетливой духовной ауры. Отнесение библиотеки к равноправным с мультимедийными “информационным ресурсам” предполагает независимость этой ауры от “носителя”, но так ли это? Боюсь, что нет: электронные и традиционные “текстовые ресурсы” развивают в человеке различные стили чтения с различными же результатами.

Подобный “эффект разных стилей” отметил (и притом в самой категоричной форме) еще в позапрошлом веке английский ученый Джон Рескин:

…Неоспоримый факт, что можно прочесть все книги Британского Музея (если для этого достанет всей жизни) и все-таки остаться совершенно неискушенным в литературе, необразованным человеком; но если вы прочитаете десяток страниц хорошей книги буква за буквой, то есть с настоящей дотошностью, то вы до известной степени уже человек просвещенный. Главное отличие образованности от невежества (если взять ее интеллектуальную сторону) состоит как раз в этой дотошности”.

Так вот стиль мультимедийных средств, Интернета, основанных на гипертекстовой организации, – прямо противоположен всякой “дотошности”, всякому пристальному вглядыванию и душевному усилию. Гипертекстовый “серфинг” по безразмерному Интернету, ставший символом современных образовательных технологий, воспитывает в школьнике привычку к скольжению по вершкам смыслов, к “мозаичному мышлению”, к невозможности удерживать внимание при “линейном” чтении электронного издания.

Единая информационная образовательная среда в школе, безусловно, необходима. И нелепо протестовать против внедрения в обучение, скажем, метода проектов, игровых моментов, или мультимедийных средств. Но беда, когда внедрением этих средств измеряется успех образовательного процесса, да и вообще, когда ориентация на видимость успеха становится в образовании доминирующей…