А.И.Маргулев. Это наша «энциклопедия», сынок… - ШО №2, 2005

Об авторе

 

Опубликовано в журнале "Школьное обозрение" № 2, 2005, с. 52-53

 

 Андрей Маргулев

Это наша «энциклопедия», сынок…

 Леонтьев В.П. Компьютерная энциклопедия школьника. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005

Леонтьев В.П. Компьютерная энциклопедия школьника. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005


То, что всевозможные «энциклопедии» – вовсе не энциклопедии в исходном значении этого слова, а так, вынесенные в заголовок рекламные фигуры речи – авторы и издательства нас давно уже приучили. По почину «ОЛМА-ПРЕСС» теперь и на сведения о виде издания в выпускных данных книги библиотекарям можно не обращать никакого внимания – рецензируемое «Справочное издание для старшего школьного возраста» под определение «справочного издания» явно не подпадает: сведения в нем не краткие и не расположены «в порядке, удобном для их быстрого отыскания» (как того требует стандарт); нет даже какого-либо вспомогательного указателя. И все это – в рамках подпрограммы «Поддержка полиграфии и книгоиздания России» федеральной целевой программы «Культура России»…

Я заговорил о библиотекарях потому, что им придется, возможно, решать о приобретении данного издания для школьных библиотек: не правда ли, разумно иметь там издание, по которому «даже отстающий ученик быстро нагонит своих одноклассников и легко освоит школьный курс, независимо от того, есть у него дома компьютер, или нет», – как обещает аннотация?

Так вот, не стоит обольщаться. Ибо на том же развороте сам автор в предисловии замечает: «…Эта книга ни в коей мере не собирается подменять собою школьный курс информатики или конкурировать с ним. Ибо к самому предмету информатики она имеет лишь косвенное отношение» (с. 3). Это одно из немногих мест, где я полностью согласен с автором. Только я еще бы немного обобщил: не только к информатике, но и к любому предмету, который эта книга затрагивает.

Пять лет назад мой коллега В. Шахнович уже имел честь писать рецензию (Первое сентября. 1999. 23 марта. № 21) на самую первую «новейшую энциклопедию» В. Леонтьева (поскольку она адресовалась и «ученику, студенту, учителю»). Называлась рецензия «Миллион хитростей от “Вася Пупкин Анлимитед”» и были в ней такие слова: «Как учитель могу сказать, что мне будет трудно учить пришедшего в мою школу ученика, воспитанного на этой книге… Переучивать намного сложнее, чем сразу учить правильно». Эти слова можно полностью отнести и к данному изданию, даром что для него «были выбраны и дополнены все лучшие разделы из предыдущих энциклопедий» автора. Но введенная автором в норму неточность и поверхностность не позволяют изменить прозвучавший 5 лет назад вывод: книгу «надо написать заново и желательно другим авторам».

По словам автора, «компьютерная энциклопедия школьника – это, в хорошем смысле слов, книга обо всем. Здесь вы узнаете о том, как устроен процессор и как бороться с компьютерными вирусами, научитесь искать информацию в Интернете и быстро убирать эффект красных глаз с неудачной фотографии, составлять электронные таблицы и записывать компакт диски…» (с. 4). Обо всем – да, но неточно и поверхностно.

Взять хоть главу «Устройство компьютера». Начнем с того, что она написана исключительно с позиции интересов потенциального покупателя (причем у него подразумевают намерения если и не собирать, то, по крайней мере, «апгрейдить» свой компьютер), которому важны характеристики процессора, но никак не его функциональная схема и принцип работы. Но даже и тут – постоянные скатывания в какие-то полуфантастические экскурсы типа: «Еще десять лет назад материнская плата была безраздельной и фактически единоличной хозяйкой системного блока. Видеоплата, процессор и многие другие комплектующие были намертво привязаны к ее широкой груди, и лишь дисковод и винчестер скрашивали ее одиночество в тесной коробке корпуса». Где уж среди таких «художественных» описаний рассказать о форм-факторах материнских плат и корпусов, о необходимости их соответствия (и это при наличии параграфа «Выбор корпуса»!). Вообще о том, что комплектующие компьютера должны быть не просто совместимы, но и находиться между собой в весьма строгом соответствии, иначе в лучшем случае их характеристики не будут реализованы, а в худшем – появятся проблемы с его работоспособностью…

Ладно, если бы встречающиеся при этом ошибки были «проходными», типа «”южный” мост отвечает за работу с шиной PCI» (с. 46) (на самом деле – «северный»), так нет, под любое собственное незнание или недомыслие автор готов подвести «философию». Например, рассказывая о разбиении диска на разделы (при этом «разделы» он последовательно отождествляет с «логическими дисками», что неверно), автор утверждает, что «традиция “разбивать” винчестеры появилась в ту эпоху, когда многие компьютеры просто не могли работать с жесткими дисками больше определенного объема» (с. 74), в связи с чем ныне «в большинстве же случаев и деления на разделы не понадобится – при подготовке нового жесткого диска вы просто создаете на нем один-единственный раздел на весь объем» (с. 75). Трудно придумать большую нелепицу: при одном разделе нужно каждый раз при полной переустановке системы (с форматированием системного диска), что приходится делать регулярно, сохранять и восстанавливать все данные! Помимо этого, автор приводит какую-то таблицу «величины кластера» «в зависимости от размеров жесткого диска и используемого вами способа размещения данных на диске – файловой системы» (с. 140). Никакой зависимости от файловой системы в ней, разумеется, нет, а таблица эта отражает какие-то установки форматирования для файловой системы FAT32 в какой-то операционной системе. Но в реальности, программа, занимающаяся разметкой диска (упоминаемый автором Partition Magic, например), использует алгоритм выбора размера кластера с отличными от приведенных параметрами, а то и предоставляет возможность их выбора…

Число подобных «неточностей» настолько велико, что для их разбора не хватило бы и всего объема журнала. Это касается и «железа», и программ, и Интернета, а уж что понаписано про локальные сети…

Слава Богу, в этой книге нет прошлых авторских «шпилек» в адрес «щелкоперов из желтой компьютерной прессы, которых хлебом не корми, а дай покритиковать кого-нибудь». Разве что автор мягко журит, пишущих в его адрес: «Поверьте моему опыту, даже комплименты теряют в весе и убедительности, будучи воплощенными в такой вот форме: “Приэт чувак я тащусь от тебя и тваих книг круто пиши ищо”». Хочется успокоить автора – то были, по-видимому, не комплименты…

Литература по теме

1. С. Симонович, Г. Евсеев. Эффективная работа: Познай свой компьютер. – СПб.: Питер, 2004.
2. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Windows: Лаборатория мастера. – М.: АСТ-ПРЕСС; Инфорком – Пресс, 2002.
3. Симонович С.В., Мураховский В.И. Интернет у вас дома: Полное руководство начинающего пользователя. – М.: Аст-Пресс Книга, Инфорком-Пресс, 2003 г.
4. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004.