А.И.Маргулев. Об играх, где выигрывают все. - ШО №5, 2004

Об авторе

 

Опубликовано в журнале "Школьное обозрение" № 5, 2004, с. 60-61

 

 Андрей Маргулев

Об играх, где выигрывают все

Журнал 'Игра и дети'

Журнал "Игра и дети"


Взявшись за журнал «Игра и дети», я все время вспоминал свою знакомую, уехавшую года 4 назад в США и открывшую там в своем доме крошечный «детский сад», в который приводят своих детей работающие соседи. Когда она начинала эту деятельность, то попросила меня прислать ей книжки, предназначенные для воспитателей детсадов, дабы просветиться насчет организации игровых занятий. Теперь я понимаю, что этот красочный (но не «гламурный»!) журнал подошел бы ей лучше всего мною присланного.

Среди авторов журнала подавляющее большинство – педагоги-практики дошкольных детских учреждений, отечественные и зарубежные ученые-психологи. И всех их объединяет понимание того, что игра – это очень важное, нужное и, одновременно, интересное дело.

Варианты проведения разнообразных игровых мероприятий по развитию творческой активности детей можно найти чуть ли не в каждой рубрике журнала. Возьмем, например, рубрику «Культпоход». Здесь в № 2 за 2004 год опубликован сценарий «В гостях у сказок Шарля Перро» – материал, присланный на один из проводимых журналом конкурсов. «Занять и своих, и соседских детей в дождливый вечер на даче», – так определяет журнал возможное использование этой игровой программы даже вне детского сада. А конкурс идет, и на него все шлют игры-путешествия, викторины, КВНы… Другие материалы номера на ту же тему – «Беспроигрышные игровые модели» Анны Бурениной (рубрика «Советы специалиста»); «Игротерапия – вы знакомы?» Маргариты Осокиной (рубрика «Играют все»). Много публикуется статей и о различных совместных с детьми поделках (рубрика «В четыре руки»).

«Детский сад и семья в едином игровом пространстве» – это название другого конкурса можно было бы вынести в подзаголовок журнала. Потому что игра в нем рассматривается как связующее звено между миром взрослых и детей, между делом и досугом, между личностью и коллективом. Об опыте создания такого игрового пространства в форме клуба «Страна по имени детство» рассказывает одноименный материал данного конкурса (№ 2, 2004). Тут же автором – педагогом-психологом Инной Резниковой – приведен и примерный план игры-занятия «Разноцветный мир». О привлечении родителей на сторону детской игры, о роли игрового опыта в воспитании ребенка рассказывает в статье «Чтобы ребенок играл» Раиса Краснова (№ 4, 2004).

Игры, игры, игры… Они чуть ли не во всех рубриках журнала. Здесь и народные игры, и конструкторы, и настольно-печатные, и даже карточные, для обучения иностранному (№ 2, 2004). «Играю в то, что под рукою, и не ищу себе другое» – так выразительно сформулирован еще один подход к игре заголовком статьи Ольги Черемисовой (№ 4, 2004). Игровую сущность имеют и физические эксперименты, предлагаемые Вероникой Полянской в статьях «Тонет? Не тонет!» и «Выпуклая вода» (№№ 2, 4 за 2004 год соответственно). А в конце каждого номера – «Самая умная страничка», где помещаются задания на логику и смекалку для самостоятельного выполнения детьми.

Среди материалов, адресованных непосредственно родителям, можно отметить «Первую встречу с театром» (№ 4, 2004) из рубрики «Культпоход». Здесь о своем театре, о том, как сделать для ребенка встречу с ним запоминающимся событием рассказывает педагог Российского академического молодежного театра. А откуда, как не из этой рубрики, можно узнать о том, что ждет ребенка в московских музеях (№ 1, 2003)?

Но, конечно, родителей в первую очередь интересуют мнения специалистов по проблемам воспитания в семье, психологические консультации. Здесь можно обратить внимание на статью в № 1, 2003 Елены Волковой-Гаспаровой «Почему меня не принимают?» (ситуация «отверженности» ребенка в детском коллективе), отрывки из переводных изданий «На помощь! Мои дети опять дерутся!» (№ 2, 2004) и «Игра в младенца» (№ 4, 2004) (конфликты между братьями и сестрами), статья в № 5, 2004 Юлии Гиппенрейтер «А если не хочет?» (тоже отрывок из книги, посвященный проблеме детского непослушания). С другой стороны – журнал предоставляет возможность и родителям – в частности, в рамках конкурса «Между делом, на ходу…» – рассказать о своем семейном опыте увлечения ребенка развивающей игровой деятельностью. Таковы материалы Риммы Прохоровой «Раз, два, три, четыре – сосчитаем дырки в сыре…» (№ 4, 2004), «Папа может, папа может все, что угодно!» Виталия Гончаренко и «Ну чем ежики не лошади?» Елены Майсюк (№ 5, 2004). Пишут читатели и рассказы про общение со своими домашними четвероногими, пернатыми и прочими «меньшими братьями»…

Журнал выходит 6 раз в год. Пока.