А.И.Маргулев. Английский с 1 класса. – ШО №2, 2003

Об авторе

Опубликовано в журнале "Школьное обозрение" № 2, 2003, с. 43

Английский с 1 класса
Взгляд из московских школ

Идея ввести всеобщее “раннее” обучение английскому языку с 1-го класса сама по себе, на мой взгляд, ни плоха, ни хороша – все зависит от того, каким путем ее станут реализовывать. А что думают об этом учителя английского обычных московских школ, уже преподающие английский первоклашкам?

Сразу замечу, что под словом “обычные” подразумевались те школы, которые, во-первых, не являлись бы языковыми спецшколами, а во-вторых, – не работали бы по программе таких спецшкол. Оказалось, однако, что и внутри таких “обычных” есть свои “подвиды”: с “гимназическими” классами и без. Причем последние – в явном меньшинстве. С одной из таких мы и начнем.

Анна Владимировна Белан (школа № 192):

Английский в 1 классе – это огромная специфика. Во-первых, здесь гораздо большая, чем для старших возрастов, зависимость успеха преподавания от личности учителя. Он должен быть специально подготовлен к работе с этим возрастом, но еще важнее – эта работа должна ему нравиться. Нужно любить возиться с маленькими детьми, разучивать с ними стихи и песни, уметь вести урок как увлекательную игру. То есть наряду со специальной подготовкой, тут гораздо выше роль призвания. Тем более, когда никакого предварительного отбора нет, да и с техническими средствами у нас беда: нет аудио и видеосредств, не хватает под рукой ксерокса... Методическая поддержка – комплект “Enjoy English–1” М.З.Биболетовой (с соавторами). Переходить к обязательному английскому с 1 класса целесообразно, но откуда возьмутся для этого специально подготовленные учителя, когда их и так не хватает, – пока не понятно.

В 192-й школе английский в 1-ом пока факультативный – санитарные нормы жестко ограничивают количество часов. Между тем 1 час в неделю – точно недостаточен – это отмечали абсолютно все; нужную для какого-либо прогресса плотность занятий могут обеспечить не менее 2-х часов в неделю. Откуда они возьмутся?

Какие-то возможности для маневра, судя по всему, все же существуют. Так, в школе № 613 один час был найден в школьном компоненте, второй – факультативный. Учат – как почти и везде – по Биболетовой, да плюс еще Оксфордский курс “CHATTERBOX”. “Мое отношение к введению английского с первого класса положительное, – говорит учитель английского и зам. директора Наталья Анатольевна Митяева. – Хотя проблемы вижу огромные. Ведь далеко не каждый способен, да и захочет учить первоклашек: это совсем другой вид работы, да и вернуться к преподаванию в старших классах уже будет трудно...

А вот Елена Владиславовна Ларина из школы № 15 настроена совсем оптимистично: ее мечта – довести “своих” первоклашек до выпуска, если, конечно, будет такая возможность. Все ли учителя могут работать в 1 классе? Наверное, нет, но в ее школе такой проблемы нет: готовы все... Все два часа в неделю – факультативные, для “гимназических” классов; это уже вторая половина дня... На уроках – игры, есть и аудио, и видео; дифференцирования по уровню нет. Используемый учебник – “English Together” издательства “Лонгман”. Всеобщий английский с 1-го класса? – За!

Но есть и другие мнения.

Четвертый год преподается английский в 1 классе самой обычной (без “гимназических” классов, а значит, и без самого минимального отбора) школе № 807. Два учебных часа в неделю, Биболетова и – учитель Светлана Геннадьевна Кучерова.

– Хотела ли бы я вести один и тот же класс с начала и до выпуска? И да, и нет: все зависит от класса. Отбора при поступлении у нас нет, и так получается, что один класс набирается нормальный, а другой... Дифференциация по уровню, безусловно, должна быть. Но я не уверена, что будут желающие преподавать в группе “слабых”: обычно уровень подготовки коррелирует с уровнем воспитания... Нет, переход к обязательному английскому с 1-го класса я не поддерживаю: я вообще против всеобуча; каждый должен иметь возможность выбора, так будет лучше всем.

А вот в школе № 898 английский в 1-ом классе – уже вообще пройденный этап. “Начинать нужно со 2-го класса, когда изучаемый ребенком одновременно с английским – русский язык перестает быть для него “иностранным”, – считает директор школы Ольга Александровна Якушина. – В противном случае одновременные мыслительные операции на двух языках могут сорвать психику ребенка. Да и 2 часа в неделю – это не язык...”

Напоследок я решил “по знакомству” узнать мнение насчет грядущей реформы Евгении Александровны Муравьевой, не один год возглавлявшей кафедру иностранных языков лицея “Вторая школа”. Вот оно:

Первый учебный год “неотобранного” ребенка уходит, в том числе, и на то, чтобы научить его правильно вести себя в школе. То есть особое внимание – организационному моменту. Добавлять к изучаемым в этом году предметам еще и иностранный язык – это перегружать ребенка и, вдобавок, неэффективно использовать труд учителя. Ведь ребенок в этом возрасте активно учится формулировать мысли на русском языке, а мы сразу строим ему “полосу препятствий”!

Второе – проблема с учителями: далеко не все способны работать с “мелкими”. То есть склад натуры учителя играет особую роль, и не всех можно научить.

Я могу представить положительный эффект от предстоящей реформы только в случае комплексного подхода с учетом всех нюансов, что, разумеется, потребует специального финансирования. Про которое, я не исключаю, “забудут” на какой-нибудь стадии принятия очередного бюджета...