Забегая в третье тысячелетие...

Опубликовано в газете "Первое сентября" №88, 05.12.2000

Забегая в третье тысячелетие...

Любопытно, каким был первый учебник XX века? А первый учебник XXI века, да что там, – первый учебник 3-го тысячелетия! – вот он, передо мной...

Учебник этот предназначен для студентов вузов – будущих юристов и экономистов, но ведь экономические, например, специализации начинаются сейчас уже в старших классах школ и лицеев, не говоря уж о колледжах. И, по моим сведениям, "Информационные технологии электронной коммерции", – а именно так называется центральная и самая объемная глава учебника, – это как раз та тема, в освещении которой у преподавателей этих учебных заведений возникают наибольшие проблемы. По одной причине: не было еще у нас такого пособия, по которому эту тему могли бы осваивать не то что учащиеся, но прежде всего преподаватели.

Что же, собственно, это такое – электронная коммерция? Вполне реальный (хотя и названный авторами "гиперболизированным") пример ее реализации таков: "Даже в бытовых условиях сегодня вполне можно настроить компьютерную систему так, чтобы она автоматически, день за днем, сканировала информационное пространство WWW в поисках каждого нового романа Стивена Кинга (который, как известно, с грандиозным успехом организовал торговлю электронными версиями своих произведений через Интернет – рецензент) и при обнаружении коммерческого предложения от торгового сервера автоматически выполняла с ним взаиморасчет, после чего пересылала принятое произведение на мобильное средство связи владельца" – с. 346.

В указанной главе рассмотрены экономические первопричины, правовые основы и технические предпосылки электронной коммерции, после чего подробно рассмотрены технологии электронной коммерции в World Wide Web, в частности, динамические Web-страницы, Web-форумы, баннерные и рейтинговые системы, Web-порталы.

Особые разделы посвящены платежным системам в электронной коммерции, включая вопросы технологии защищенной связи. Платежные карты и электронные наличные платежи, дистанционное банковское обслуживание – вот круг вопросов, без рассмотрения которых уже невозможна профессиональная подготовка широчайшего круга специалистов XXI века. А завершается данная глава (как, впрочем, и остальные) – практическими упражнениями по использованию программного обеспечения для создания брандмауэра, установки проксти-сервера (программа InterMute) и настройки его средств фильтрации Web-страниц.

Если глава про электронную коммерцию касается больше будущих экономистов, то будущим юристам предназначается глава "Техническое и юридическое обеспечение режима электронной подписи". Электронная подписью называют средство идентификации отправителя электронного сообщения (договора, документа), это уже и школьники знают. А вот знаете ли вы, например, что такое "электронная печать"? Но это все – техническая сторона вопроса, а в книге рассмотрены и чисто правовые аспекты: опыт становления законодательства об электронной подписи в разных странах, проект Закона Российской Федерации...

Я сейчас коснулся глав, характеризующих специальную направленность учебника. Но, разумеется, большая его часть посвящена изложению общеупотребительных тем теоретических основ информатики и информационных технологий. О высоком качестве изложения этих тем в других учебных изданиях авторского коллектива С.В. Симоновича рецензенту уже не раз доводилось писать ("Надежный курс в информационной стихии" – "Учебники № 25 от 23.03.99; "Информатика и компьютер: три книги о главном" – "Учебники № 38 от 15.08.2000). Среди этих тем, однако, до сих пор не встречалась тема компьютерных презентаций, входящая в базовый курс информатики, рекомендуемый МИПКРО. В рецензируемом издании компьютерная презентация не просто включена в рассмотрение, но рассмотрена концептуально, как "средство представления идей". Рассмотрение инструментального средства Microsoft PowerPoint при таком подходе весьма отличается от "руководств по кнопконажимательству" в иных пособиях. Упор делается, с одной стороны, на освещение обеспечиваемых программой возможностей, структуры ее документов и типов используемых объектов, а с другой, – на процесс разработки презентаций, включая докомпьютерные этапы; на классификацию целей и видов презентаций и особенности управления их воспроизведением. Не забыты даже "практические советы от школы Карнеги" – с. 589!

Было бы неверно умолчать о том, что мне, как рецензенту, в новом учебнике не понравилось (как покупателю мне не понравилась его цена – 130 рублей).

Рассказывая об Интернет-технологиях электронной коммерции, учебник лишь скороговоркой вводит понятия Web-страницы, языка HTML, протокола HTTP. Есть, правда, еще одно, но тоже явно недостаточное их "проговаривание" в подглаве "Интернет. Основные понятия". Такое положение совершенно не соответствует идеологии и стилю авторской "школы Симоновича", если так можно выразиться. Пока обучаемый "своими руками" не научится создавать и отлаживать HTML-документы, все рассказы об "интерактивности" и "динамичности" тех или иных технологических средств электронной коммерции не выйдут у него за рамки абстракции. Авторы неоправданно, на мой взгляд, отказались от систематического изложения этой темы, реализованного в предшествовавшем настоящему изданию учебнике–аналоге, предназначенном студентам технических специальностей вузов. Эта потеря, на мой взгляд, не может быть оправдана расширением предметной базы "гуманитарного" варианта учебника в сторону тем, связанных с делопроизводством и офисным документооборотом (главы 16 и 17).

А. И. Маргулев