Информация и компьютер: три книги о главном

Опубликовано в газете "Первое сентября" №57, 15.08.2000

Информация и компьютер: три книги о главном

Все три рассмотренные в настоящей рецензии книги роднит, помимо авторства и предметной области, еще одно качество: они уникальны. Такими их делает сочетание атмосферы неформальной беседы – с точностью формулировок; широты охвата наиболее актуальных вопросов – с глубоким проникновением в их суть, умением найти "тайное в явном". По наблюдениям рецензента – все это уже можно рассматривать как "фирменный стиль" С.В. Симоновича и его соавторов.

"Счастье – это когда тебя понимают"

Эти слова героя фильма "Доживем до понедельника" могли бы стать эпиграфом книги "Занимательный компьютер". Ибо основная поставленная в ней авторами цель – достижение взаимопонимания: "взаимопонимания между детьми и компьютером, родителями и детьми, детьми и учителями" (с. 4). И потому книга эта адресована и детям, и родителям, и учителям.

Откуда же возникает в компьютерном деле дефицит взаимопонимания?

Если еще пять лет назад подавляющее большинство детей впервые садилось за компьютер в возрасте 14–15 лет на уроке информатики, то теперь ситуация совершенно иная: две трети, а то и более учащихся приходят на урок информатики имея двух – трехлетний стаж "работы" на домашнем компьютере. При этом их интересы и навыки зачастую уже сформированы подростковой "компьютерно-игровой субкультурой". От нее, как правило, одинаково далеки и их родители, и учителя, которыми эта "субкультура" воспринимается (и не без оснований) как вредная помеха учебному процессу. Для детей же, мнящих себя уже компьютерными асами, все эти "цирлихи" и "манирлихи" школьной информатики воспринимаются в штыки как бессмысленная и унизительная "узда" их самовыражению.

Разумеется, ни одна из сторон не является полностью правой в этом конфликте. Компьютерные игры приносят детям больше вреда, чем пользы именно тогда, когда взрослые, прежде всего родители, устраняются от участия в этих интересах ребенка. Между тем при правильном отношении взрослых эти игры способны незаметно приобщать детей к исследовательской работе. Как? Об этом рассказано в "рекомендациях для учителей и родителей" к целому крупному разделу "Компьютер и компьютерные игры", помещенному в конце книги.

Раздел этот заслуживает отдельного разговора. На 130 страницах описаны 8 главных жанров компьютерных игр, их генезис и наиболее известные представители, особенности и приемы игр разных жанров, проблемы стратегии. Сведения из этого раздела дадут ребенку возможность системного восприятия области его увлечения, дадут ему возможность более осмысленного изучения новых игр и их выбора. А взрослый научится определять, на какую игру стоит обратить внимание ребенка так, чтобы, оптимально учитывая при этом его склонности и психические особенности, достигать максимального развивающего эффекта при минимуме отрицательных последствий.

Что же касается первых двух разделов книги, то их тематика довольно традиционна. Раздел "Компьютер и информатика" фактически представляет собой главы курса информатики, адаптированные для детей 10–13 лет. В нем изложены и подкреплены удачно подобранными упражнениями основные сведения о работе с информацией, ее видах и свойствах, об архитектуре компьютера (IBM PC), его аппаратном и программном обеспечении, об его файловой системе. Тему продолжает раздел "Операционная система компьютера", представляющий собой введение в информационные технологии на платформе Windows 95. В этом разделе особое внимание обращено на правильную терминологию и многообразие приемов при выполнении тех или иных задач. И во всем прослеживается та самая заявленная цель – взаимопонимание. Ведь поначалу у ребенка восприятие компьютера вполне "магическое", и общение с ним выглядит в его глазах таинственным "ритуалом" с набором малопонятных "заклинаний". Объяснить ребенку смысл каждого его управляющего воздействия и вызываемой им ответной реакции, – таким выбран путь к поставленной цели. А "методические рекомендации" обращают внимание учителей и родителей на возможные трудности и "узкие места" процесса обучения.

Эту книгу я порекомендовал бы купить каждому родителю, у которого подрастает ребенок и имеется компьютер. Но и учителя информатики в школах, где имеется соответствующий пропедевтический курс, наверняка захотят видеть ее у своих учеников в качестве учебного пособия.

Хоть Windows и MUST, но пока еще не DIE!

Для незнакомых с "хакерским" сленгом поясню: "must die" ("маздай") – это презрительная кличка системы MS Windows 9х ("должен умереть!" – слоган из оперы "Иисус Христос – Суперзвезда"). Действительно, продукция фирмы Microsoft не отличается достаточным качеством и надежностью. Поначалу-то этого не замечаешь, но в процессе эксплуатации, особенно после долгого опыта инсталляций и деинсталляций программ... Книга "Windows: лаборатория мастера" с подзаголовком "Практическое руководство по эффективному использованию компьютера" посвящена как раз тому, как грамотно поддерживать жизнеспособность этой системы, невзирая на ее внутренние недостатки, а также на козни вирусов и самих пользователей. В ней подробно описан класс предназначенных для этого программ, называемых служебными (или утилитами

Книга рассчитана на массового читателя, но, безусловно, первостепенное значение она имеет для учителей информатики (не уверен, что это осознавали сами авторы). И вот почему.

В последние 2 года в школах происходило массовое внедрение платформы Windows 9x, а также сопутствующих ей информационных технологий в учебный процесс. Все схоластические споры о том, "хорошо" это или "плохо" с точки зрения тех или иных образовательных принципов сделала неактуальными сама жизнь: дети предпочитают учиться не искусственным языкам, а тем вещам, которые заведомо должны обеспечить им общественную востребованность. То есть, на сегодняшний день, – работе с прикладным программным продуктом на этой платформе.

Но дети есть дети. Школьный компьютер – прекрасное средство самовыражения в различных формах, нередко предосудительных. Среда Windows 9x, включающая в себя десятки общедоступных компонентов, предоставляет также почти беспредельные возможности для их перенастройки. Тут есть, где и чувство юмора проявить, и специальные знания, полученные из "хакерской" литературы... Представьте: садится очередной класс за компьютеры, и вдруг слышится: "Ой, у меня главное меню не открывается... Ой, у меня все диски куда-то пропали..."

Как учителю взять эту ситуацию под контроль – дело пока сугубо индивидуальное; никаких общих рекомендаций не существует, и проблема находится в фазе "невидимых миру слез" педагога. Ситуация совершенно парадоксальная: на очередной конференции учителя информатики с периферии жалуются на отсталость их компьютерного парка, а у столичных коллег никакого сочувствия: знали бы, мол, вы, каково работается на современной технике!

Так вот, в рецензируемой книге учителя смогут найти все, что им может понадобиться, во-первых, для относительно быстрого восстановления исходных значений измененных свойств компонентов, во-вторых, – для защиты важнейших из свойств конфигурации системы от несанкционированного доступа. Эти вопросы рассмотрены в разделах "Специальные средства настройки Windows" и "Тайные папки".

Масса ценной информации изложена в разделе "Контроль за установкой и удалением приложений". Рассказав о "подводных камнях" этих процессов, авторы проясняют их "отечественную специфику": "У нашего пользователя подход иной – агрессивный. Приобретя компакт-диск с сотней непонятных программ, он может за один день установить и удалить их все, просто чтобы узнать, что же хорошего в них есть. Естественно, второй подход нам ближе и роднее. Есть только одна беда, – Windows никак для него не годится, вот и приходится изворачиваться". Тому, как именно и с помощью каких средств,  – посвящено более 170 страниц книги.

Ряд разделов программы тематически более традиционны (но не менее от этого актуальны). Это "Защита от компьютерных вирусов", "Обслуживание системы жесткого диска", "Проверка компьютера", "Средства работы с файлами" и "Средства работы с архивами". Тематика-то традиционная, но вот как эти темы раскрыты... Возьмем хоть последний из перечисленных разделов. На 100 страницах – основные свойства алгоритмов сжатия, полные описания существующих для этих целей программ с тончайшими нюансами их использования. В отдельной главе раздела – вопросы резервного копирования, открываемые "Историей о том, как два гиганта задумали народ обмануть"... Но даже такой "утилитарный", простите за каламбур, материал авторы не могут не снабдить какой-нибудь, вынесенной в отдельный блок, "информацией к размышлению". Например:

“Служебные программы – это простейший пример области, в которой программист-одиночка может заткнуть за пояс гигантов программной индустрии. "Улови потребность и удовлетвори ее" – вот кратчайший путь ко всемирному признанию” (с. 136).

И, наконец, последний раздел книги – "Кое-что о музыке". Конечно, вопрос о его соответствии тематике книги весьма спорен. Но, подходя шире и думая об интересах читателя, а не о классификационных канонах, признаешь: этот материал тоже для "лаборатории мастера". В разделе рассмотрены вопросы создания и прослушивания коллекций звукозаписей. Форматы звукозаписей, средства работы с ними, кодирование и декодирование записей в формате МР3, редактирование звуковых файлов, – все эти сведения позволят тому же учителю информатики иметь должную компетенцию и вытекающий из нее авторитет в тех смежных с программой вопросах, которые всегда интересуют "продвинутую" молодежь.

"Научитесь сами и научите Ваших детей!"

Книга "Новейший самоучитель по работе в Интернете" – отвечает своему названию только отчасти. Чтобы научиться работать в Интернете, на самом деле не требуется особо задумываться над теми философскими, и социологическими аспектами, которые обрела наша реальность в открытую Интернетом эпоху. И действительно, в других аналогичных по тематике книгах основное внимание уделяется одной лишь технической стороне явления; анализировать же его общественное воздействие принято только в неписанном стандарте восторженно-умилительного тона.

С этой точки зрения рецензируемая книга – это своего рода Откровение. "Информационная война" – это, оказывается, вовсе не набившая оскомину "война компроматов", а реальная война, сопоставимая по последствиям с ядерной. Изучаются ее сценарии, организуются спецподразделения по ее ведению... А начнет эту войну – обыкновенный компьютер, подключенный к Сети.

Но и это еще не все. Интернет станет полем битвы между очередной экспансией тотального контроля над личностью и движением сопротивления. Ареной финансовых афер и мошенничеств...

Вот почему авторы, намекая на условность выбранного ими названия "самоучитель по работе в Интернете", замечают: "Наша книга о жизни в Интернете. Это самоучитель выживания" (с. 12).

Но ближе к делу.

Отказавшись от использования общепринятых "розовых очков", авторы честно и без прикрас делятся с читателями теми, например, знаниями и опытом, в которых сошлись их профессиональные и сугубо личные, родительские интересы. Речь идет о той опасности, которой подвергаются дети со стороны Интернета, точнее, поставляемого Web-сервисом контента (авторы остроумно отмечают, что этим, казалось бы, неоправданным инородным заимствованием удобно обозначать "содержание", не имеющее смысловой наполненности). В книге изложен цельный и системный взгляд на проблему и пути ее решения. Начинается он со следующего здравого рассуждения: “Если, например, представить себе, что Интернет – это информационная магистраль, то в ней действительно есть угроза, что на ребенка наедет разрушительный контент – этакий КамАЗ, груженый непристойным содержимым. А теперь давайте спросим себя, как мы защищаем ребенка не от виртуальных грузовиков, а от самых обычных "Жигулей" и "Запорожцев"?” (с. 134). Оказывается, фильтрация содержимого в броузере (равносильное запрету движения транспорта в окрестностях вашего дома) – это далеко не панацея, как многие надеются. "Ребенка надо учить, причем не от случая к случаю, а постоянно", – вот на чем концентрируют авторы свое и наше внимание. "Пока нет уверенности, что ребенок отработал до автоматизма правила поведения на проезжей части, его не отпускают одного на маршрут. С Интернетом все обстоит точно так же. Начинайте путешествия в Сети вместе. Вместе изучайте содержание Сети, учите ребенка избегать непристойного. Объясните, что в Интернете прилично, а что – нет. Очень важно сразу дать ребенку понять, что Интернет "прозрачен". Покажите ему, насколько подконтрольно все, что мы делаем в Сети, на примере собственного броузера... Объясните ребенку, что все действия каждого участника всемирной Сети запоминаются на промежуточных серверах. Покажите ему на примере телеконференций... как запоминается любое сообщение, отправленное в Сеть вместе с данными об отправителе. Объясните ему, что все это хранится вечно, собирается вместе с другими документами, группируется и предоставляется для анализа любому из клиентов Сети хоть через десять лет, хоть через пятьдесят" (с. 135). Эти и другие советы делают понятным, почему девизом книги авторы выбрали обращение, озаглавившее данный раздел рецензии. И как не воспринять его в свой адрес учителям информатики!

Защита от неприемлемого контента – это только один из трех рассмотренных в книге аспектов безопасности в Интернете. Еще одним является защита собственного компьютера от опасных программ разного рода и разных форм – исполнимого содержимого. Помимо подробной классификации такого содержимого и исходящих от него опасностей, книга излагает крайне малоизвестные, но весьма важные тонкости, касающиеся файлов "cookies". Подробно описаны средства, обеспечивающие защиту от загрузки нежелательной информации. Для школьной информатики все эти сведения – и объект преподавания, и "руководство к действию".

Я попытался рассказать только о самом актуальном из того, что может почерпнуть из рецензируемой книги учитель. А сколько еще в ней уникального и интересного! Шифрование открытым ключом, электронные подписи, сертификаты и деньги, подробнейшее описание работы с программой Macromedia Flash... И все это, подчеркиваю, – помимо подробнейшего и глубокого изложения "классического" набора относящихся к Интернету вопросов.

"Вот так рецензия, – скажет редактор, – сплошная реклама!" А я не виноват...

А. И. Маргулев