«Замечательная книга» для «дорогих друзей»

Опубликовано в газете "Первое сентября" №24, 28.03.2000

«Замечательная книга» для «дорогих друзей»

Рецензируемая книга, как сказано в издательском предисловии, "продолжает традиционное направление издательства "ABF" по созданию учебных пособий для изучения компьютерных технологий в школе".

По мнению издательства, от своего предшественника, вышедшего в 1998 году под авторством О. Ефимовой, В. Морозова и Ю. Шафрина (имеется, очевидно, в виду "Практикум по компьютерной технологии" О. Ефимовой и В. Морозова, изданный как практическое пособие к "Основам компьютерной технологии" Ю. Шафрина), новое издание отличается следующими двумя принципиальными особенностями: точным соответствием программе образования по информатике, помещенной в Приложениях, и уделением значительного места изучению теоретических основ информатики.

Мы еще вернемся к рассмотрению этих "принципиальных особенностей", а пока коснемся особенностей другого рода.

Наиболее заметным среди таковых является широковещательное обращение во всю заднюю сторону обложки, в котором издательство без ложной скромности "представляет" "дорогим друзьям" "новый и лучший на сегодняшний день учебник", "замечательную книгу". Но такой наигранный восторг заинтересованной стороны очень часто наблюдается именно тогда, когда "дорогим друзьям" собираются "впарить" нечто уж совсем непотребное. Открыв книгу, пришлось сразу убедиться в обоснованности возникших опасений.

Можно только догадываться, какие чувства испытали авторы первого раздела пособия Н. Угринович и В. Морозов, увидев, во что превратились иллюстрации написанной ими главы 9 "Компьютерные коммуникации". Я выделяю сейчас именно эту главу просто потому, что ее содержание совпадает на 90% с содержанием вышедшей за полгода то этого книги тех же авторов "Основы Интернет" (М.: АО "Московские учебники – СиДи-пресс", 1999), где те же иллюстрации имеют нормальное полиграфическое качество. В рецензируемом же издании половина из, примерно, 60 иллюстраций данной главы не читаема вовсе, и это даже хорошо, поскольку изучение содержимого остальных явно сопряжено с ущербом зрению. Так же обстоит дело и вообще со всеми иллюстрациям книги, десятки из которых страдают существенными потерями элементов изображения. Это обстоятельство тем более возмутительно, что подобным же изъяном страдало и предшествующее издание 1998 года (рецензия В. Шахновича "Короток век компьютерной литературы" – "Учебники" №124 от 22.12.98). Издательство ABF, однако, не только не учло своего печального опыта, но и усугубило ситуацию: уменьшив размер иллюстраций, ухудшило информативность, сопроводив это одновременным ухудшением тонопередачи. На фоне описанного безобразия упоминание, скажем, о чрезмерной емкости использованного шрифта выглядит просто неуместным.

"Замечательная книга", таким образом, малопригодна для использования уже просто в силу своих недопустимых полиграфических свойств. Но проанализировать ее содержание все же необходимо. Во-первых, потому, что она идет на смену очень широко распространенному в школах предшествующему изданию. А во-вторых, – она написана "ведущими специалистами города Москвы по преподаванию информатики в школе", как говорится все в том же упомянутом обращении издательства, а если точнее – специалистами Московского института повышения квалификации работников образования (МИПКРО), что вольно или невольно придает ей значение определенного ориентира для учителей информатики.

В отличие от своего предшественника, являвшегося, как уже говорилось, практическим пособием к книге с теоретическим материалом, новое издание содержит и раздел "теоретических основ" информатики и компьютерной технологии. При этом ее объем не только не возрос, но даже уменьшился. Разумеется, это не прошло бесследно для практической части (задания из которой, замечу, я и мои коллеги активно использовали на уроках). Так, например, объем материала по текстовому процессору MS Word сократился в 3,7 раза! Из возможностей, отличающих текстовый процессор Word от обычного, интегрированного в систему редактора WordPad, рассматривается только создание таблиц. Изъяты примеры с использованием объектов Надпись (Кадр), Формула, рисунков, объектов коллекции Clipart, объектов WordArt... Именно так на практике выглядит "точное соответствие с базовой программой", продекларированное издательством. Только так ли уж это хорошо? Пособие, таким образом, оставляет без методической поддержки дополнительный образовательный модуль "Офисные информационные технологии" (Д10), столь популярный в профильных школах и учебных комбинатах. Мало того, если заглянуть в прилагаемую издательством "базовую программу" ("Содержание образования по информатике" – с. 389), то можно обнаружить и "выплеснутого вместе с водой ребенка": оставшуюся, фактически, без методического покрытия "технологию вставки и внедрения объектов (ОLЕ)", которую позволяли изучать упражнения этой главы предыдущего издания. Казалось бы, это упущение имеет смысл возместить, упомянув тип OLE среди других типов данных полей базы данных Microsoft Access, описав ввод и редактирование таких данных. Однако этого не сделано, зато оставлено рассмотрение создания отчета в Access, – вопрос явно не концептуальный и в приложенное "Содержание образования" не включенный. Остается констатировать, что принцип, которому были принесены столь значительные жертвы, оказался все равно не выдержан.

Итак, практическая часть подверглась серьезнейшему сокращению за счет, в частности, упражнений с важным концептуальным основанием. Но беда не только в этом. Видно, что сокращения велись не путем переработки прототипа, изъятия избыточных, с точки зрения той же "базовой программы", частностей, более качественного отбора и структурирования материала, а методом "редакторских ножниц". В итоге, в "переработанном" таким образом материале появились дополнительные "ляпы". Так, введя на с. 283 понятие "смешанной ссылки", которого не было в предыдущем издании, авторы забывают внести коррективы в его "переработанный" фрагмент и называют на с. 314 такую ссылку по-прежнему "абсолютной". Однако хуже, пожалуй, то, что в качестве наиболее легкой "добычи" жертвой "ножниц" стали итоговые таблицы каждого параграфа предыдущего издания, устанавливающие в емкой форме связи между теми или иными поставленными задачами и требуемыми для их решения действиями. Без них материал по тем же базам данных MS Access, склеенный, вдобавок, в единый параграф, может у любого навсегда отбить охоту к изучению этого предмета.

Прежде чем перейти к рассмотрению раздела "теоретических основ", остановимся еще на все той же прилагаемой "базовой программе" ("Содержании образования") по информатике.

Общее правило: если товар не несет информации о своем происхождении, то его качество сомнительно. В полной мере это относится и к данному "Содержанию". "Откуда оно взялось?" – такой вопрос не может не прийти на ум, когда читаешь пункт "Технология обработки числовой информации": "Форматы данных (числа, формулы, текст)". Назвать типы данных – "форматами", такого мне еще ни в одном "содержании" видеть не приходилось! Все это тем более странно, что еще до сдачи данного пособия в печать уже были известны "Обязательные минимумы содержания образования по информатики", утвержденные приказом Министерства образования РФ, причем на их основе тот же Н. Угринович составил и обнародовал проекты программ базового и углубленного курсов информатики, изданные, затем, в сентябре МИПКРО-ПРЕСС под названием "Информатика 2000". Почему, казалось бы, не включить эти программы курсов и в данное пособие?

Ответ на этот вопрос получаешь, начиная сравнивать структуру пособия и указанных программ базового и углубленного курсов. Дело в том, что программы эти тоже включают в себя два раздела – теоретической информатики и информационных технологий. И тоже предусматривают возможность их раздельного изучения. Но похожесть эта чисто внешняя. Разница в разбиении материала в программах и в пособии весьма существенна, причем обоснованность отнесения материала к тому или другому разделам в программах курсов гораздо очевиднее. Например, в программах курсов "Основы объектно-ориентированного программирования" включены в "технологический" раздел, параллельный "Основам алгоритмизации" "теоретического" раздела. В то же время в пособии и то и другое входят в единую главу "теоретического" раздела. Та же ситуация и с "Компьютерными коммуникациями". Ясно, что если бы в качестве "базовой программы" в приложении пособия действительно была бы помещена какая-либо из указанных программ курсов, то всякие пассажи издательства про "точное соответствие с программой образования по информатике" выглядели бы слишком явным "преувеличением"...

Что же помешало специалистам из МИПКРО создать и на самом деле то желаемое, что выдается за действительное? Почему бы и вправду им не составить пособие "в точном соответствии с программой", разделяя теоретический и технологический аспекты информатики?

Так ведь для этого требуется нечто большее, чем механическое объединение текстов разных авторов и редактирование при помощи "ножниц и клея". Для этого требуются тексты, у которых идея точного соответствия программе была бы изначально формообразующей. А ведь их надо писать... Куда проще: губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича... Что и описывает – увы! – природу основного массива составляющего пособие текста.

Остановимся еще на той части пособия (целиком входящей в состав его первого, "теоретического" раздела), которая не была опубликована в других изданиях.

Первые пять глав, посвященные общим вопросам информационной культуры, основам логики и моделирования, производят хорошее впечатление и вполне соответствуют декларируемым целям. Имеется, однако, ряд неточностей. На некоторые из них хотелось бы указать.

  1. На с. 15 римская система счисления называется непозиционной потому, что в последних "значение цифры не зависит от ее положения в числе". Однако в отношении римской системы это слишком сильное утверждение, и при последующем ее описании оно немедленно опровергается: "Если меньшая цифра стоит слева от большей, то она вычитается, если справа – прибавляется". Необходимо либо ослабить требования к непозиционности ("значение цифры не обязательно зависит от ее положения в числе"), либо характеризовать римскую систему как не вполне непозиционную.
  2. В задании на с. 18 учащимся предлагается перевести в десятичную систему восьмеричное число 9 (без комментариев).
  3. На с. 35, при введении не слишком простого понятия количества информации, допущена досадная неточность: “На получении максимального количества информации строится выбор правильной стратегии в игре "Угадай число"... При правильной стратегии интервал чисел в вопросе всегда должен делиться пополам, и тогда ответ первого игрока ("да" или "нет") будет нести максимальное количество информации (1 бит)...” (курсив мой – А.М.). На самом деле речь должна идти о максимальном гарантированном количестве информации в описанной стратегии. Максимальное же количество информации на любой стадии игры дает утвердительный ответ на предложение – в качестве искомого – конкретного числа ("прямое попадание"), но на этом никакой "стратегии", отличной от простого перебора, разумеется, не существует.

Шестая глава – "Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование" – впрямую объединяет, как следует из ее названия, темы двух параллельных разделов – теоретического и технологического. Понятно, что на 25 страницах эти темы, даже в рамках приложенного "Содержания образования", не раскрыть. Не раскрытым остался ни больше, ни меньше как вопрос "типы данных: переменные, массивы, записи, файлы" (так в "Содержании" – А.М.). Так что "тем учащимся, которые планируют сдавать экзамен по информатике при поступлении в вузы" (с. 391), пособие уж никак не поможет, что хорошо иллюстрируют даже помещенные в Приложении 2 "Тесты по базовому курсу информатики". Таков, например, вопрос 12 второго варианта тестов, предлагающий определить, когда переменная считается полностью заданной (с. 397) – на эту тему в пособии нет ни слова! Зато на тех же 25 страницах есть разного рода ошибки, в основном, из области программирования. Остановимся только на двух самых неприятных из них.

  1. Приведенная на с. 89–90 программа на Visual Basic, реализующая компьютерный эксперимент "Движение тела, брошенного под углом к горизонту", вообще говоря, неработоспособна, если специально не предупредить пользователя, что независимо от действующего в операционной системе Windows 9x разделителя целой и дробной частей чисел (у авторов, судя по рис. 6.10, это запятая), при вводе в программу дробных начальных значений нужно использовать строго точку. В противном случае, вводимое дробное число будет усечено до целого ввиду использования авторами для преобразования строки к числовому типу Double устаревшей функции Val. Правильным решением является использование вместо нее функцию CDbl.
  2. Кстати, упомянутый разделитель, как и другие параметры национальной настройки диалога "Язык и стандарты", вызываемого из Панели управления системы, полностью проигнорирован в пособии, в том числе и в подглаве 8.5, непосредственно посвященной Windows 98. Видимо, авторы вполне искренне не понимают серьезности этого вопроса, вследствие чего учащиеся могут столкнуться с подобной проблемой еще более драматичным образом. Дело в том, что на с. 278 я с изумлением прочел следующее "предостережение" пользователям Excel: "Имейте в виду, что для отделения десятичных знаков Excel использует запятую, а не точку". Поверив этому ошибочному утверждению, учащиеся, при работе с приложением в таких системах Windows 9x, в которых указанным разделителем задана точка, будут вводить в ячейки таблицы Excel не числовые, а текстовые данные, тщетно пытаясь, затем, понять, отчего их таблица "не работает"!

  3. При дальнейшей "корректировке" упомянутой программы предлагается ввести в нее цикл по условию с учетом того, что "не имеет физического смысла вычисление координат тела, после его падения на поверхность земли" – с. 91. Тем не менее, в приведенном алгоритме на последнем шаге цикла всегда будут вычисляться и печататься именно эти самые, не имеющие физического смысла координаты!

Подведем итоги.

По своему содержанию, пособие, несмотря на отдельные удачные фрагменты, недостаточно продумано и проработано, недостаточно "выстроено", чтобы претендовать на звание школьного учебника. С учетом же полиграфических свойств издания, оно вполне бы могло претендовать на звание худшего проекта года.

Впрочем, год еще только начинается...

А. И. Маргулев