"КомпАс" для Интернета

Опубликовано в газете "Первое сентября" №58, 15.10.2002

"КомпАс" для Интернета

Интернету учат в школе уже года 4. Но очень в разном объеме. Тем более что учителям самим где-то надо ему учиться, да и сам Интернет все эти года не стоял на месте.

К счастью, Интернет – это очень благодарная для изучения в курсе школьной информатики тема, поскольку обладает притягательной для детей силой приглашения к путешествию. Многие учителя, учитывая то, что тема эта выводит естественным образом и на другие темы информационных технологий, начинают давать ее почти в начале курса – с 7-го класса. А учебники, в большинстве своем, рассчитаны на более серьезный возраст…

Книга Е. Якушиной "Изучаем Интернет, создаем Web-страничку" (издательство "Питер", серия "КомпАс"), без сомнения, найдет свое место в этой нише: она рассчитана как раз на 13–16 летний возрастной уровень. Но и учителя, наверняка, отыщут в ней что-то для себя новое.

Главное достоинство этой книги – простота и ясность изложения очень широкого спектра вопросов проясняющих, прежде всего, организацию и внутренние механизмы Сети. Все-таки Сеть – это довольно нетипичный "организм" окружающей нас среды; его функционирование для непосвященного – почти мистика. И формальное определение: "Интернет – это сеть сетей" – никак эту мистику не развеет. Здесь требуются не столько профессиональные знания, сколько умение передать свежие впечатления неофита, еще не забывшего свой путь к просветлению...

Заголовки "Введения": "Кто в Интернете работает почтальоном?", "Протокол без милиционера", "Зачем нужен провайдер?"… Удивительно, но в большинстве школьных пособий вы не найдете подобных "низких" тем. Между тем, они не менее "технологичны" и уж, безусловно, "информационно культурнее", чем, скажем, работа с Outlook Express. Впрочем, последняя тоже не обойдена вниманием и рассматривается уже в главе 1 "Будем общаться через Интернет". В ней же рассказано о таких службах Интернета, как телеконференции и списки рассылок, чате и "аське", FTP и Telnet.

Глава 2 – "О самом интересном в Сети". О службе WWW то есть. Здесь центральное место отдано теме "Серфинг в Интернете". Но на самом деле речь в ней идет о прямо противоположном, – о том, как вместо бессмысленного и чреватого разного рода опасностями "серфинга" грамотно осуществлять поиск нужной информации посредством каталогов и поисковых систем. В итоговых "Советах путешественникам по Сети" суммируются знания, приобретенные наблюдательностью и опытом вдумчивого пользователя Сетью. Но чтобы обучение не шло "всухую", перед этим школьнику предлагается цепочка экспериментов с поисковой системой Яndex.

Третья глава – "Как построить Web-страницу" – составляет более трети объема книги. Ее содержание достаточно традиционно – основы языка HTML, основные принципы Web-дизайна. Автором выбран безошибочный вариант программной поддержки: редактор Блокнот, не требующий отвлечения внимания от главного – изучения интерпретации броузером операторов языка HTML (тегов). Текст живой, не перегруженный подробностями; удачно проиллюстрирован. Но на мой вкус, в изложении есть ряд недостатков.

Во-первых, не акцентирована контейнерная структура любого документа, где непарные теги используются только в виде "исключения" – в основном, для вставки в документ нетекстовых объектов. Слово "контейнер" впервые появляется почему-то только при описании фреймового раздела.

Во-вторых, обращает внимание ничем не оправданная небрежность в оформлении атрибутов тегов: полное отсутствие системы в использовании кавычек для записи их значений (а система эта существует). В результате, обнаруживая у одного и того же тега один и тот же атрибут (например, цвет в шестнадцатеричном формате) то в кавычках, то без них (даже в рамках одного документа!), – ребенок может сделать неверный вывод об искусственности их употребления и – "нарваться на неприятность" в самый неожиданный момент.

В третьих, совершенно не рассмотрены важные, в частности, с точки зрения реальной "прописки" документов в Сети (а иначе – для чего же будущему "компьютерному асу" этот HTML изучать?), теги с именем META (хотя бы для важнейших значений атрибутов NAME и HTTP-EQUIV). Теги эти не рассмотрены, но в последней главе, посвященной "раскрутке" помещенного в Сеть сайта, вдруг появляются без объяснений, словно из шляпы фокусника.

Четвертая глава посвящена языку моделирования виртуальной реальности VRML. К сожалению, написана она очень формально и явно наспех. Так, что даже пример документа VRML содержит ошибки. Из всей главы суть VRML описывают предложений пять, что, конечно же, не оправдывает ее существования в книге.

У пятой главы слишком завлекающее название: "А теперь самое главное!" Хотя, безусловно, в ней есть немало полезных советов по тестированию и отладке размещенной в Сети страницы, по ее "раскрутке" для увеличения посещаемости. Но учебно-воспитательное значение этой главы, скажем так, невелико. Тем более, что без упоминания и публикации заглавной страницы сервера Халява.Ру можно было вполне обойтись.

Завершают книгу очень полезные приложения: перечни поисковых серверов и каталогов, терминов языка HTML и, наконец, обзор образовательных и некоторых других интересных сайтов. Жаль только, что практически нет среди них сайтов, полезных для изучения Интернет-технологий…

Андрей Маргулев