Надежный курс в информационной стихии

Опубликовано в газете "Первое сентября" №21, 23.03.1999

Надежный курс в информационной стихии

Без малого год назад в “Информатике” – еженедельном приложении к газете “Первое сентября”- учительской общественности был представлен “круглый стол” “Школьная информатика в России”. В нем приняли участие не просто профессионалы в этой области, но, по-существу, представители в ней целых направлений. “Чему учить?” – вот тема, вокруг которой ломались полемические копья мэтров. И только один голос – А.Г. Кушниренко – пытался вывести спор из схоластического тупика к просторам земных реалий. Позволю себе процитировать одно из его наиболее “крамольных” высказываний.

“Что именно составляет содержание предмета информатика в России в настоящее время? Ответ на этот вопрос очень прост: то, что учитель счел нужным делать в отведенное на это время. Как только часы на предмет выделены – все остальное определяет конкретный учитель в меру своего разумения и с учетом ресурсов, которые есть у него в распоряжении: учебники и методпособия, компьютеры, программное обеспечение. С этой точки зрения учебники первичны, а программы курсов вторичны”. И о том же в постскриптуме: “Так что же должно входить в современный фундаментальный курс информатики? Ответ невозможно дать в одной фразе или двухстраничной программе. Ответом на это вопрос будут новые учебники”.

Рискну объявить: невольное пророчество А.Г. Кушниренко начало сбываться. Новый трехтомный учебник информатики с самым современным и в значительной степени фундаментальным курсом лежит передо мной на столе. Если рецензируя это пособие я покажусь кому-то слишком пристрастным, – прошу прощения: оно действительно слишком мне нравится.

Пособие состоит из трех независимо распространяемых книг, изданных во второй половине прошлого года совместно издательствами АСТ-ПРЕСС и Информ-Пресс. Первая книга (С.Симонович, Г.Евсеев, А.Алексеев. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы) представляет, условно говоря, базовый курс, рассчитанный на изучение в 5-9 классах общеобразовательной школы. Вторая книга тех же авторов (Специальная информатика: Учебное пособие) ориентирована на профессиональную подготовку старшеклассников (да и всех заинтересованных в этом). Третья книга (С.Симонович, Г.Евсеев. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс) содержит относительно разнородный материал, но в основном именно такой, в котором наиболее часто нуждаются и учитель, и школьник.

При отсутствии образовательного канона курс, представляемый рецензируемым изданием, имеет смысл оценивать по одному критерию: насколько успешно в нем реализованы продекларированные авторами принципы и задачи курса; оценивать достоинство самих этих задач нет никакого смысла (кроме философского): они продиктованы жизнью.

Главная задача курса – это позволить обучаемому “вписаться” в современное мировое информационное поле эпохи персональных компьютеров. Преувеличить сложность такой задачи невозможно: у всех на глазах каждые два-три года картина этого поля существеннейшим образом обновляется. Как успевать в этой непрерывной гонке за все новыми программно-аппаратными средствами и информационными технологиями?

Ответ авторов банален: надо прежде всего получить базовые знания. Потому что только на их основе человек может организовать собственное, непрерывное самообразование и самосовершенствование.

На закладку базовых знаний в курсе ориентирована прежде всего “Общая информатика”. Чтобы стало понятно, какой круг тем в ней очерчен, приведу заголовки разделов:

Приведенный перечень указывает на то, что базовые, в понимании авторов, знания в информатике сосредоточены вокруг понятия информации и средств ее компьютерной обработки. То есть – никакой “алгоритмической линии”, которая, очевидно, отнесена авторами к профильному компоненту информатики, а не общеобразовательному, как это было в недавней традиции. (Действительно, этой линии посвящен в “Практической информатике” специальный раздел “Разработка алгоритмов и программ”, имеющий, фактически, факультативный статус. К нему мы еще вернемся.). Видно также, что авторы ориентированы на закладку базовых знаний не в абстрактно-теоретическом исполнении, а в привязке к конкретной платформе – Windows 9x на компьютерах линии IBM PC.

Сразу замечу, что эти факты констатированы мной не как достоинства или недостатки данного курса, а только для указания тех пределов, которыми вполне, очевидно, сознательно ограничили себя авторы для реализации поставленной задачи. При этом сразу становится ясно, кому данный курс окажется полностью или частично бесполезен: во-первых, тем, кто вынужден изучать информатику в условиях устаревшей (и/или иноплатформенной) материальной базы, а во-вторых, – тем, кто рассматривает информатику только как дополнительный повод позаниматься математикой (часто эти категории вынужденно совпадают). Этим категориям нужен курс информатики с другими задачами.

Итак, введя вполне разумные ограничения на сферу излагаемых базовых знаний, авторы курса систематически и методично приступают к рассмотрению соответствующего материала. Собственно, само это изложение, форма и “фактура” подаваемого материала (а вовсе не тематический состав), прежде всего и составляют уникальность данного издания.

Сначала о форме.

Все пособия курса выполнены по “визуальному принципу”: каждый разворот страниц представляет собой законченную тему, сопровождаемую наглядным пособием. Подбор этих пособий тщательно продуман и безукоризненно выполнен. На первой странице каждого раздела кратко аннотируется рассматриваемая тема, а на последней располагаются “Контрольные вопросы”. На развороте в конце каждой главы (которых 26 только в “Общей информатике”) даются перечени итоговых тезисов. Все это чрезвычайно облегчает поиск, восприятие и усвоение материала, а также контроль за его усвоением со стороны учителя. В конце каждого тома помещен “Словарь терминов”, более чем нелишний для ориентировки в англоязычных аббревиатурах и специальной терминологии.

Но самое важное в этом издании – это то, что стиль подачи материала напоминает не просвещение (дикарей миссионерами), а посвящение (мастерами – учеников) в тайны ремесла. Даже при рассмотрении чисто практических вопросов в пособии решается задача не просто обучить приемам правильной работы, но и раскрыть механизмы, задействованные в технологии, раскрыть такие технические детали, знание которых позволяет проникнуться логикой вещей, заложенной в изучаемый продукт. Для достижения этой цели авторы не избегают “лишних” подробностей, знание которых еще недавно сочлось бы прерогативой специалистов. И не забывают бросить взгляд на историю того или иного вопроса, что задает должный общекультурный потенциал “Общей информатики”. А все потому, что данное учебное пособие создано вовсе не для “рядового пользователя” (к каковым, видимо, причисляют себя авторы обзора “Беседы Пети и Васи об информатике” – “Учебники” №22 от 19.11.98), а для культурного и грамотного, которому важно и полезно знать и об ошибках фирмы Microsoft, и о различиях FAT16 и FAT32.

Итак, “Общая информатика” нацелена на закладку базовых знаний. А на их основе в старших классах можно уже переходить к профессиональной подготовке, ориентированной на специальности, порожденные компьютерной революцией. Этой теме и посвящена “Специальная информатика”.

С самого начала в ней ставится задача научить будущего специалиста самостоятельному освоению нового программного продукта (раздел “Освоение новых программных средств”). Ну, а дальше... Одной только компьютерной графике отводится более 100 страниц. И обучают при этом вовсе не “кнопконажимательству”, – такой-то литературой будущий профессионал обзаводится самостоятельно по мере надобности, – а опять-таки принципиальным вопросам. В их числе математическим основам векторной графики и ее соотношению с растровой, принципам цветоделения и цветовым моделям. Изучаются возможности основы работы с графическими пакетами Adobe Photoshop и Adobe Illustrator.

Вообще, к уникальности подачи материала в “Специальной информатике” добавляется и уникальность тематического состава. Помимо классической офисной троицы (Word-Excel-Access), целая глава посвящена таким средствам автоматизации работы в офисе, которые согласуют электронный и бумажный документообороты (сканеры, программа FineReader) и обеспечивают перевод иноязычных документов. В отдельных главах – самая распространенная профессиональная издательская система QuarkXPress, средства просмотра Web-страниц и автоматизация их разработки, введение в язык HTML.

Последний том издания – “Практическая информатика” – весьма разнороден по составу. Более двухсот страниц отводится практике работы с системами Windows 9x. Еще полторы сотни – обслуживанию управляемого этими системами компьютера и действиям в нештатных ситуациях. Такая поддержка остро необходима учителю не только для подготовки заданий для практических занятий, не только для повседневного обслуживания техники, но и для того, чтобы отвечать на множество вопросов своих учеников, имеющих собственный опыт экспериментирования в этих системах на домашних компьютерах.

Специальный раздел посвящен использованию компьютера для подготовки преподавателями разных дисциплин учебно-методических материалов и творческих работ. В нем рассмотрены создание и редактирование формул средствами Word (компонент Microsoft Equation), работа с рисунками и таблицами в этом процессоре, создание интерактивного документа для проверки знаний и ряд других вопросов.

Неудачным, на мой взгляд, и не соответствующим задачам издания является только раздел “Разработка алгоритмов и программ”. Его присутствие невозможно оправдать даже предполагаемой попыткой удовлетворить “Обязательному минимуму содержания образования по информатике”, так как понятие “исполнитель” в этом разделе все равно не рассмотрено. “Разбиение задачи на ряд подзадач”, – это все, что можно отыскать относящегося к структурному программированию, анонсированному во “Введении” тома. Только незнакомством с современным состоянием программирования можно объяснить отнесение событийной управляемости программой к свойствам или характеристикам объектно-ориентированного программирования (с. 249). Вообще, “карта” современного программирования в данном разделе сильно искажена, что выглядит наибольшим недостатком в свете задач данного курса; о более частных недостатках этого раздела говорить после этого не имеет смысла.

Но этот локальный недостаток, к счастью, не способен испортить такую “бочку меда”, какой, уверен, явится для читателя данный курс школьной информатики.

А. И. Маргулев