Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 192 г. Москвы
Автор-составитель А.
И. Маргулев
Москва
2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка Содержание обучения
Программа рассчитана на изучение курса “Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)” в основной и полной средней школе как профильной (на базовом уровне), так и универсальной.
Общий объем курса
: 64х4=256 часов – по 2 часа в неделю (1 час теории + 1 час практики) в течение 4-х лет обучения в 8–11 классах (гарантированное годовое число учебных часов предполагается равным 64, возможные дополнительные часы идут в резерв). Учебные часы обеспечиваются (как основной вариант) федеральной компонентой учебного плана по “Информатике и ИКТ” (175 часов), а также по “Технологии” (105 часов) – “Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования” [1]. Возможен как сдвиг курса в 7–10 классы (с возможной последующей поддержкой элективным курсом в 11 классе), так и “уплотнение” курса в меньший период обучения.Школьная подготовка учащихся: предполагается, как основной вариант, отсутствие школьной подготовки по информатике.
Аппаратное обеспечение: кабинет компьютеров Pentium 4, локальная сеть, выход в Интернет по оптоволокну.
Нормативной основой для данной программы является “Обязательный минимум содержания основных образовательных программ”, утвержденный приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 г. № 1089 – [1].
Предлагаемая программа имеет системно-информационный характер; ее целью является формирование у учащихся системно-информационного взгляда на мир, включающего абстрагирование, моделирование и алгоритмическое мышление, а также навыков использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), достаточных для успешной последующей деятельности в условиях информационного общества.
Курс содержит 3 содержательные линии, проходящие через все темы курса: мировоззренческую, логико-алгоритмическую и интернет-технологическую.
Мировоззренческая линия
формирует у обучаемых системно-информационную картину мира, рассматривающую функционирование систем различной природы на основе получения, преобразования и целенаправленного использования информации.Логико-алгоритмическая линия формирует навыки алгоритмического и логического мышления, проектной работы и моделирования.
Интернет-технологическая линия формирует навыки использования всего многообразия цифровых вычислительно-информационных ресурсов.
Элементы каждой из линий могут присутствовать в материалах одного урока. Предметную основу, на которой прослеживаются эти линии, составляют:
Программой предусмотрено последовательное, параллельное и концентрическое изучение данных разделов в соответствии с приведенными ниже Примерными годовыми тематическими планами.
Содержание обучения
Раздел 1. Элементы теории информации
Раздел 2. Аппаратные средства ИКТ
Раздел 3. Программные средства ИКТ
Раздел 4. Компьютерные технологии хранения и обработки информации
Раздел 5. Интернет-технологии
Раздел 6. Прикладное программирование
Примерные годовые тематические планы
Теория |
Практикум |
Часы |
Правила Техники безопасности и поведения в кабинете вычислительной техники. Предмет информатики. Информационные процессы, сигналы, данные. Понятие об информации, ее измерение. Знакомство с оборудованием кабинета, компьютером, элементами сетевой безопасности. |
Основные операции по управлению компьютером. Вычисления количества информации в приложении Калькулятор. Устройство клавиатуры. Обучение вводу информации на основе программы “СОЛО”. |
6 |
Системы счисления. Двоичная, шестнадцатеричная системы. Перевод чисел из одной системы в другую. Представление данных в компьютере. Замкнутость целой числовой оси; дополнительный код. Целая компьютерная арифметика. Принципы кодирования различных форм информации на компьютере. |
Обучение вводу информации на основе программы “СОЛО”. |
10 |
Принципы и архитектура ЭВМ фон Неймана. Основные устройства компьютера. Магистрально-модульный принцип построения. Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь. |
Обучение вводу информации на основе программы “СОЛО”. |
6 |
Алгебра логики. Функции 2-х переменных. Основные тождества. Таблицы истинности и формулы. Упрощение формул. Логические схемы. Построение сумматора. |
Логические вычисления на калькуляторе. Обучение вводу информации на основе программы “СОЛО”. |
10 |
Объектно-ориентированная среда ОС Windows, типы графических объектов. Элементы управления, взаимодействие пользователя с компьютером. Файловая подсистема. Основы сетевой безопасности при работе в КВТ. |
Освоение работы с интерфейсом Windows на примере работы с приложениями Проводник (файловые операции и свойства папок) и Paint (создание графических объектов). |
6 |
Пакет MS Office, его состав и возможности. Технология OLE. Обработка текстовой информации. Редактор MS Word. Интерфейс: окна, меню, панели инструментов. Структура документа. Форматирование абзацев и символов. Стили. Шаблоны. Форматирование страниц и разделов. Специализированные средства: таблицы, списки, колонки, колонтитулы, формулы, графика и т.д. |
Создание комбинированных документов. – MS Word. |
10 |
История Интернета; его принципы, технологии, службы. Понятия о протоколах. Протоколы TCP/IP и UDP. Служба WWW. Клиент-серверная модель работы.Язык HTML; контейнерно-операторная структура, основные теги и их атрибуты. Гиперссылки и якоря. Списки и таблицы. |
Создание простейших web-документов в текстовом редакторе Блокнот, а затем – в ТЭГРАИМ (тэговый редактор, авторская разработка: http://margulev.narod.ru/elec_fac/setup_tag-edit.zip) (вариант – Блокнот, либо Macromedia Dreamweaver: http://download.ware.ru:8080/win/dreamweaver3.exe). |
8 |
Вставка нетекстовых объектов в документ HTML. Взаимодействие текста и рисунка. Подготовка рисунков для web с использованием MS Word (встроенный редактор – HTML-конвертер). |
Создание web-страниц с тестовыми заданиями по алгоритмике из методического пособия [1]. – ТЭГРАИМ, MS Word. Посылка по электронной почте (в форме архивированных вложений) выполненных заданий учителю. |
8 |
Теория |
Практикум |
Часы |
Правила Техники безопасности и поведения в кабинете вычислительной техники. Фреймы. Сегментированная графика. Простейшее редактирование рисунков для web-страниц. |
Создание заготовки “ Web-сайта тестовых заданий по алгоритмике” на основе созданных ранее web-страниц – ТЭГРАИМ, MS Word (вариант – Adobe Photoshop). |
8 |
Технологии локальных сетей. Физическая и логическая структуризация сетей, сетевое коммутационное оборудование: повторители, концентраторы, мосты, маршрутизаторы, шлюзы. IP и MAC-адреса. Протокол ARP.Модель взаимодействия открытых систем ( OSI). |
Создание тематических web-сайтов – ТЭГРАИМ, MS Word, Adobe Photoshop. |
18 |
Формы в HTML. Обработка данных с помощью элементов языка Javascript. |
Введение форм в “ Web-сайт тестовых заданий по алгоритмике”. – ТЭГРАИМ. |
6 |
Алгоритмы и их свойства. Основные алгоритмические структуры. Способы описания алгоритмов. Вспомогательные алгоритмы. Реализация алгоритмов программными модулями на Javascript. Структурное программирование “Сверху вниз”. |
Создание web-страничного калькулятора – ТЭГРАИМ. |
4 |
Моделирование как метод познания. Классификация моделей. Объект (процесс) и его свойства. Система как целостная совокупность объектов. Формализация. Этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Программирование на Javascript решения задач из различных предметных областей. |
Моделирование на Javascript поиска НОД(а,в) по алгоритму Евклида.Решение нелинейного уравнения методом половинного деления. Исследование движения материальной точки в поле тяготения. – ТЭГРАИМ. |
10 |
Табличная модель хранения данных. Формулы как математические модели. Электронные таблицы (ЭТ) как средства информационного моделирования. Структура ЭТ MS Excel, ее редактирование и форматирование. Типы данных ячеек и их форматы. Элементы формул и типы ссылок. Функции. Решение задач. |
Таблицы “Мои расходы за неделю”, таблица “Стоимость товара за количество единиц”, таблицы умножения и кубов. – MS Excel. |
8 |
Переход к графическому моделированию в MS Excel. Диаграммы, их типы и объекты. Построение диаграмм и графиков. Форматирование диаграмм.Решение уравнений методом подбора параметра. Элементы статистического моделирования. |
Построение диаграмм по созданным таблицам. Построение графиков дробно-линейных функций. Решение алгебраических и трансцендентных уравнений. Вычисление статистических параметров. – MS Excel. |
10 |
Теория |
Практикум |
Часы |
Правила Техники безопасности и поведения в кабинете вычислительной техники. Понятие о презентации. Компьютерные презентации. Режимы, объекты и их свойства. Разработка презентации по теме: “Технические, гигиенические и эргономические условия эксплуатации компьютеров” с использованием поисковых систем Интернета. |
Создание учебной презентации “Электронная торговля”, рекламной презентации “Учеба и отдых в летнем лагере”, учебной презентации “Технические, гигиенические и эргономические условия эксплуатации компьютеров”. – MS Powerpoint. |
8 |
Компьютер как исполнитель алгоритмов. Операционные системы, их эволюция и функции. Эволюция технологии программирования. Классы, объекты, библиотеки классов, визуальное проектирование, событийное управление. Интегрированная среда разработки Visual Basic (VB): режимы, инструментальные окна, палитра компонентов. |
Исследование в среде VB тех же моделей, которые ранее были описаны программами на Javascript: Калькулятор, НОД(а,в) по алгоритму Евклида, решение нелинейного уравнения методом половинного деления, движение материальной точки в поле тяготения. – MS VB 5.0 (вариант –MS VB 5-CCE: http://download.microsoft.com/msdownload/sbn/vbcce/vb5ccein.exe). |
10 |
Визуализация модели движения материальной точки. Построение графиков функций, заданных вспомогательным алгоритмом. Анимационные модели. Управление движением окна, “ростом” дерева. |
Программирование и отладка компьютерных моделей. – MS VB 5.0. |
10 |
Массивы. Поиск элементов в массиве. Сортировка массива. Цепочки символов как массивы. Организация данных в стеки, списки и бинарные деревья. Создание класса Steck. Моделирование транспортной сети (графа) и бинарного дерева (“самообучающаяся” программа “Угадай животное”). |
Программирование и отладка компьютерных моделей поиска в массиве, сортировки массива, стека, оптимизации перемещения по транспортной сети. |
14 |
Знакомство со средой анимационного моделирования Macromedia Flash MX. Инструменты, модификаторы инструментов. Контуры и техтовые блоки. Слои. Временная шкала Кадры. Пошаговая анимация. События языка ActionScript и их обработчики. Объекты Mouse, Button, Key.Flash-символ, клип, кнопка, графика, сцена. Анимации движения, формы. Слои: направляющий, траекторий, маска. Объекты Object, Color, MovieClip, TextField. Библиотеки. |
Программирование и отладка компьютерных моделей “Исчезающий круг”, “движущийся круг”, “Круг, превращающийся в текст”. Создание анимированной кнопки, выпадающего меню. – Macromedia Flash MX (2004).Создание Flash-анимированных объектов-логотипов для тематических web-страниц учащихся. – Macromedia Flash MX. |
22 |
Четвертый год обучения
Теория |
Практикум |
Часы |
Правила Техники безопасности и поведения в кабинете вычислительной техники. Понятия “система” и “структура”. Структурированные модели данных. Сущности и их атрибуты. Информационные системы. Базы данных (БД), их назначение. Избыточность данных и нормализация. БД Access, ее объекты и режимы работы. Типы данных полей.Запросы. Обсуждение проектов учащихся. |
Создание учебной БД “Книготорговля”. Создание запросов. – MS Access.Самостоятельная разработка и создания базы данных “Русскоязычные писатели (поэты) на сайтах Сети” (варианты: российские ученые и т.д.). |
18 |
Графические модели растровой и векторной графики. Цветовые модели RGB, CMYK, HSB, Lab.Растровый редактор Adobe Photoshop, основные возможности.Инструменты выборки (лассо, “волшебная палочка”, “быстрая маска”, Color Range, фильтра High Pass), рисования и заливки. Свойства кисти. Рисование с помощью выборки.Сохранение областей в a-каналах.Обработка областей выборки. Растушевка. |
Рисование сложных объектов при помощи выборки, заливки и обводки. Использование градиентов. Создание виньеток. – Adobe Photoshop |
8 |
Инструмент Текст. Фильтры. Создание художественных надписей с использованием фильтров. |
Создание художественных надписей с использованием фильтров. – Adobe Photoshop |
6 |
Слои, типы слоев. Монтаж изображений. Эффекты слоя. Режимы наложений. Ретуширование (цветовой баланс, использование фильтров Gaussian Blure и Sharp), инструмента Штамп, Healing Brush (версия Adobe Photoshop CS). Устранение эффекта “красных глаз”. Повышение резкости с использованием режима наложений Overlay и фильтра High Pass. |
Монтаж (“снимка с Горбачевым” и т.д.). Ретуширование заданных фотоизображений. – Adobe Photoshop |
10 |
Смешивание слоев. Режимы наложений. Инструмент “маска слоя”. Методы создания коллажей. Структура программного обеспечения компьютера. Виды и принципы сжатия данных, архивирование. Классификация вирусов и других вредоносных программ, защита от них. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Технологии защиты информации – шифрование, электронные подпись и печать. |
Создание коллажей (“времена года”, “аллегории” учебных предметов (“Информатика”, “Математика”, “Биология”, “Химия” и др.), спорт и т.д.). – Adobe Photoshop. |
22 |
Требования к результатам обучения
По окончании первого года обучения учащиеся должны:
По окончании второго года обучения учащиеся должны:
По окончании третьего года обучения учащиеся должны:
По окончании четвертого года обучения учащиеся должны: