Авторская программа

Об авторе

 
Государственный лицей «Вторая школа»

Авторская образовательная программа по курсу «Информатика»

Автор-составитель А. И. Маргулев

Москва, 2001

 

Оглавление

Пояснительная записка
Содержание программы
  Раздел 1. Информация и компьютер
  Раздел 2. Алгоритмизация и программирование
  Раздел 3. Современные технологии программирования
    Вариант С++
    Вариант Visual Basic
  Раздел 4. Современные информационные технологии
Примерные годовые тематические планы
  Первый год обучения
  Второй год обучения
  Третий год обучения
    Вариант С++
    Вариант Visual Basic
  Четвертый год обучения
Требования к результатам обучения
Литература

 

Пояснительная записка

Настоящая программа рассчитана на следующие условия:

Тип учебного заведения: физико-математический лицей (Государственный лицей "Вторая школа").

Учебный план: занятия в течение четырех лет (8–11 классы) по два часа в неделю. Общий объем курса – 272 часа.

Школьная подготовка учащихся: предполагается, как основной вариант, отсутствие школьной подготовки по информатике.

Компьютерная техника: компьютеры типа IBM PC уровня 3+ (в основной школе допустимо оснащение уровня 2).

Основой для данной программы является "Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования", утвержденный приказом Министерства образования от 30.06.1999 № 56, а также образовательные модули по информатике и информационным технологиям, разработанные в МИПКРО.

Предлагаемая программа имеет системно-информационный характер; ее целью является формирование у учащихся системно-информационного взгляда на мир, включающего абстрагирование, моделирование, и алгоритмическое мышление, а также навыков владения компьютером как на уровне "грамотного пользователя", так и начинающего программиста. В рамках этих задач значительное внимание уделено изучению программирования и методам решения прикладных задач на компьютере, освоение учащимися основных информационных технологий, включая технологии локальных и глобальных сетей.

Программа полностью охватывает тематику модулей Б2–Б4, Б6–Б9, У1-У4, а также часть материала модулей Б1, Б5, Д5, Д10. Она делится на четыре раздела, каждый из которых соответствует году обучения.

В первом разделе программы представлены три линии параллельно изучаемого материала: информационная, компьютерная и алгоритмическая. Элементы каждой из линий могут присутствовать в материалах одного урока. Предметную основу, на которой прослеживаются эти линии, составляют введение в теоретические основы информатики (включая элементы алгебры логики, кодирование и представление данных в ЭВМ), архитектура и элементная база компьютера IBM PC, операционная система с интерфейсом командной строки MS-DOS (включая такие вопросы, как работа с командной оболочкой, конфигурирование системы, командные файлы), объектно-ориентированная среда ОС MS Windows 9x/NT и ее стандартные приложения. Можно провести также деление материала на "программистскую" и "пользовательскую" составляющие; последняя представлена изучением работы с файловой системой средствами Norton Commander, Проводника, оболочки Far; изучением стандартных приложений MS Windows (Paint, Wordpad, Калькулятор).

Во втором разделе ведущей становится алгоритмическая линия. После начального ознакомления с алгоритмизацией – теоретической стороной и практикой на основе исполнителя "Пылесосик" – изучается программирование на языке С. Выбор в качестве учебного языка профессионального (системного) программирования направлен прежде всего на обеспечение скорейшей адаптации выпускников лицея к интенсивному программированию на С и С++ в рамках соответствующих курсов профильных вузов (МГУ, Физтех и др.).

В третьем разделе разделе программы ведущей также является алгоритмическая линия, в которой делается упор на развитие абстрагирования и навыков моделирования в условиях изучения объектно-ориентированного программирования на языке С++, либо, с учетом пожеланий учащихся, программирования в среде быстрой разработки Visual Basic 5(6). Вариант С++ (имеющий более выраженную профессиональную направленность) целесообразен, по нашему мнению, только в том случае, если не менее чем у 25% учащихся по освоении программы второго раздела проявилась склонность к самостоятельному программированию на языке С. Вариант Visual Basic имеет свои преимущества: направляет изучение современных технологий программирования "вширь". Работа в простой визуальной среде разработки облегчает учащимся изучение технологий компонентно-объектой модели (СОМ) и событийного управления программой.

Четвертый раздел отражает материал информационно-технологической линии, с той особенностью, что в качестве элемента технологии в нем присутствует и программирование (Web-страничные и CGI скрипты). Вынесение материала данной линии в завершающую стадию обучения позволяет опереться на приобретенный к этому моменту учащимися опыт освоения приложений и сместить "центр тяжести" обучения с традиционных офисных технологий (Word, Excel, Access) на бурно развивающиеся технологии локальных и глобальных сетей. Имеется и частная предпосылка для возможности и целесообразности такого смещения: локальная сеть кабинета ВТ и активная организационно-техническая работа кафедры информатики по вовлечению учащихся в развитие общешкольного сервера (www.sch2.ru).

Материал сетевых технологий включает в себя следующие теоретические вопросы:

Данный материал преподается в лекционной форме в течение полугода (16 часов), а во время параллельных практических занятий осваивается материал офисных технологий.

Во втором полугодии изучается практическая составляющая "сетевой" части программы: основы создания гипертекстовых сетевых документов (включая средства JavaScript), работа с электронной почтой, программирование обработки форма на сервере. При этом "продвинутая" категория учащихся работает по индивидуальным планам над курсовыми заданиями по указанной тематике.

 

Содержание программы

Раздел 1. Информация и компьютер

  1. Информация в окружающем мире, сообщение; виды и формы представления, единицы измерения. Информационные процессы: получение, передача, преобразование и использование; данные. Принципы кодирования различных форм информации на компьютере.
  2. Техника безопасности и правила поведения в кабинете ВТ (ежегодно).
  3. Системы счисления: двоичная, 8-я и 16-я., перевод из одной системы в другую. Кодирование чисел в ЭВМ. Целая компьютерная арифметика.
  4. Принципы фон Неймана. Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь, программное управление и файловая структура. Знакомство с графическим интерфейсом ОС Windows.9х(NT). Просмотр файловой структуры средствами Проводника и оболочки Far. Ввод данных с клавиатуры. Кодовая таблица. Работа с файлами в Far.
  5. Элементы алгебры логики. Логические операции. Таблицы истинности. Логические функции и их преобразование. Логические схемы компьютера, полусумматор. Логические вычисления в приложении Калькулятор.
  6. Понятие о программном обеспечении ЭВМ. Операционные системы, утилиты, оболочки. Инструментальные средства разработки приложений. Операционная система MS DOS. Ее назначение, структурные компоненты и подсистемы.
  7. Интерфейс пользователя MS DOS. Основные команды. Командные файлы. Конфигурирационные файлы и их использование.
  8. Логическая и физическая структуры диска. Кластеры. Поддержка файловой системы. Таблица FAT. Структура каталога. Таблица разделов.
  9. Программный интерфейс MS-DOS. Система прерываний. Процесс загрузки MS-DOS.
  10. Объектно-ориентированная среда ОС Windows, типы графических объектов. Элементы управления. Стандартные приложения на примере текстового (WordPad) и графического (Paint) редакторов.

Раздел 2. Алгоритмизация и программирование

  1. Алгоритмы и их свойства. Основные алгоритмические структуры. Способы записи алгоритмов. Исполнители. Вспомогательные алгоритмы. Моделирование и формализация.
  2. Реализация алгоритмов в исполнителе "Пылесосик".
  3. Технологические этапы программирования: модель, сценарий, алгоритм, программа, анализ результатов.
  4. Язык программирования С и его управляющие конструкции. Первый проект: реализация команд исполнителя Пылесосик на языке С. Знакомство с интегрированной средой Borland C++.
  5. Алфавит, лексемы, синтаксические конструкции языка С. Модульное программирование. Головные файлы. Обзор основных средств языка С (операции, выражения, инструкции, декларации).Отладка проекта "Пылесосик".
  6. Величины и их характеристики. Базовые типы данных в С их форматы и декларации. Стандартные библиотеки функций. Программы, реализующие типовые алгоритмы; их отладка.
  7. Операции в С. Выражения. Производные типы и их декларации. Конструирование типов посредством операторов и шаблонов размещения в памяти. Принципы грамматического разбора выражений.
  8. Управляющие конструкции языка С (12 инструкций).
  9. Принципы структурного программирования. Метод последовательной детализации. Разработка программ (нахождение НОД по алгоритму Евклида, решение уравнения методом половинного деления, моделирование движения жидкости в замкнутом контуре).
  10. Методы численного интегрирования (площадь под графиком ¦(x)). Программы реализующие метод трапеций и метод Симпсона.
  11. Массивы. Задачи на поиск в массиве. Сортировка по ключу. Сортировка методом пузырька массива фамилий. Алгоритм и программа быстрой сортировки.
  12. Многомерные массивы. Матрицы и действия с ними. Транспонирование матриц. Программа умножения матриц.

Раздел 3. Современные технологии программирования

Вариант С++

  1. Недостатки процедурного программирования и их преодоление в объектно-ориентированном (ООП). Классы как средство инкапсуляции данных. ООП и объектная среда ОС Windows. Объявление класса и способы создания объектов. Создание простейшего класса Men.
  2. Конструкторы и деструкторы. Конструкторы с параметрами. Создание и работа с базовым классом Point.
  3. Дружественные функции. Проект "Пылесосик" с классами.
  4. Наследование. Создание производного от Point класса Circle.
  5. Статический полиморфизм. Перегрузка конструкторов и других методов. Ссылки. Пример с классом String.
  6. Динамический полиморфизм и виртуальные функции. Эксперимент с классами Point и Circle.
  7. Создание игры "Морской бой" методом проектов.

Вариант Visual Basic

  1. Новая парадигма программирования в ОС с графическим интерфейсом. Интегрированная среда разработки VB: окна, панель инструментов, система меню, справочная система. Виды проектов, форма приложения. Создание простейшего проекта.
  2. Структура программ на VB. Основные свойства и методы формы и стандартных элементов управления. Основные типы данных, инструкции и стандартные функции. Разработка приложения "Калькулятор".
  3. Мультимедийный проект "Словарная обучалка".
  4. Понятие о Компонентно-объектной модели (COM); спецификация ActiveX. Клиенты и серверы. OLE-автоматизация. Регистрация компонентов и библиотеки типов. Пример работы с сервером OLE-автоматизации.
  5. Пользовательский элемент управления. Проект "Исполнитель Черепашка".
  6. Работа методом проектов по дополнению системы команд исполнителя "Черепашка".

Раздел 4. Современные информационные технологии

  1. Редактор Word. Интерфейс: окна, меню, панели инструментов. Форматирование абзацев. Колонки. Стили. Структура документа. Форматирование страниц и разделов. Работа с таблицами. Работа с графикой. Установка параметров работы Word.
  2. Понятие об электронной таблице. Структура, типы данных. Электронная таблица Excel. Редактирование, форматирование. Мастер создания диаграмм. Построение с помощью Excel графиков функций, включая параметрические.
  3. Модели данных и информационные системы. Реляционные базы данных (БД) и нормализация. БД Access, ее объекты и режимы работы. Создание модельной БД "Книготорговля" и подготовка запросов .
  4. Предпосылки к возникновению, история создания, классификация и основные функции сетей; принцип работы Интернета: коммутация пакетов и семейство протоколов TCP/IP.
  5. Стандартные (базовые) технологии локальных сетей на примере Ethernet и Token Ring, их аппаратное и программное обеспечение.
  6. Понятие о физической и логической структуризации сетей. Сетевое коммутационное оборудование. Повторители, концентраторы, мосты, маршрутизаторы, шлюзы.
  7. Виды адресации в сетях. Протокол ARP.
  8. Модель взаимодействия открытых систем (OSI); принцип инкапсуляции пакетов; стек протоколов.
  9. Сетевые службы как клиент-серверные системы. Службы E-mail и WWW.
  10. Основы HTML. Создание Web-документа в Блокноте и в редакторе MS Front Page 98.
  11. Использование JavaScript. Создание динамического HTML-документа.

Обработка форм при помощи CGI-скриптов.

 

Примерные годовые тематические планы

Первый год обучения

Тема Часы Модули

Техника безопасности. Информация, сообщение; виды и формы представления, единицы измерения. Информационные процессы: получение, передача, преобразование и использование; данные.

Знакомство с правилами регистрации пользователей и графическим интерфейсом ОС Windows.9х(NT).

6

Б1
Информация и информационные технологии

Б3
Компьютер

Системы счисления: двоичная, 8-ая и 16-ая системы. Перевод из одной системы в другую.

Замкнутость целой числовой оси; дополнительный код. Целая компьютерная арифметика. Принципы кодирования различных форм информации на компьютере.

Устройство клавиатуры и ввод данных. Кодовая таблица. Калькулятор.

6

 

Б4,

Б3

Архитектура фон Неймана. Основные устройства компьютера. Магистрально-модульный принцип построения.

4

Б3

 

Элементы алгебры логики. Логические операции. Таблицы истинности. Логические функции и их преобразование. Логические схемы компьютера, полусумматор.

Логические вычисления на калькуляторе.

8

Б2
Представление информации

Б3

У4
Системы счисления и основы формальной логики

Оболочка Norton Commander (NC) и приложение Far. Элементы управления в среде ОС Windows 9x.

Просмотр файловой структуры и работа с файлами средствами Проводника, NC и Far.

6

Б3

Операционная система MS-DOS. Ее назначение, структура и состав.

Логическая и физическая структуры диска. Кластеры.

Поддержка файловой системы. Таблица FAT. Структура каталога.

Система прерываний.

Инсталляция приложений в Windows. Архиваторы, антивирсы.

12

У5
Архитектура компьютера и операционная система

Интерфейс пользователя MS-DOS. Основные команды.

Команды конфигурирования MS-DOS. Командные файлы.

Создание командных файлов различного назначения.

 

12

У5

Процесс загрузки MS-DOS. Таблица разделов, логические диски; системная область диска.

Текстовый (WordPad) и графический (Paint) редакторы.

10

Б6,

У5

Резерв. Повторение.

4

 

 

Второй год обучения

Тема

Часы

Модули

Техника безопасности. Алгоритмы и их свойства. Основные структуры алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Исполнители.

Реализация алгоритмов в исполнителе "Пылесосик".

12

Б4

Алгоритмы и исполнители

Моделирование и формализация. Технологические этапы программирования: модель, сценарий, алгоритм, программа, анализ результатов.

Управляющие конструкции языка С; их использование для управления "Пылесосиком"

Знакомство с интегрированной средой Borland С++. Отладка исполнителя "Пылесосик".

8

Б5 (Формализация и моделирование)

У1

(Технология алгоритмического программирования)

 

Язык программирования С, его место среди других языков.

Алфавит, лексемы, синтаксические конструкции.

Величины и их характеристики. Агрегатные величины. Базовые типы данных в С.

Стандартные библиотеки функций. Модульная структура программы, компонента трансляции, проект. Простейшие программы и их отладка.

12

У1,

Б2

(Представление информации)

Операции в С. Выражения. Производные типы и их декларации. Конструирование типов посредством операторов и шаблонов размещения в памяти. Принципы грамматического разбора выражений.

Задача поиска заданного символа в строке.

8

Б3 (Технология программирования и решения задач)

Управляющие конструкции языка С (12 инструкций).

Принципы структурного программирования. Метод последовательной детвализации.

Разработка программ (нахождение НОД по алгоритму Евклида, решение уравнения методом половинного деления, моделирование движения жидкости в замкнутом контуре).

Методы численного интегрирования (площадь под графиком ¦(x)). Программы реализующие метод трапеций и метод Симпсона.

12

Б5,

У3

 

Массивы. Задачи на поиск в массиве.

Сортировка по ключу. Сортировка методом пузырька массива фамилий. Алгоритм и программа быстрой сортировки.

6

У1,

Б8 (Технология поиска, хранения и сортировки информации)

Многомерные массивы.

Матрицы и действия с ними. Транспонирование матриц. Программа умножения матриц.

6

У1,

Б8

Резерв. Повторение.

4

 

 

Третий год обучения

Вариант С++

Тема

Часы

Модули

Техника безопасности. Недостатки процедурного программирования и их преодоление в объектно-ориентированном (ООП). Классы как средство инкапсуляции данных. ООП и объектная среда ОС Windows. Объявление класса и способы создания объектов. Создание простейшего класса Men.

6

Б5,

У2

(Технология объектно-оринтированного программирования)

Конструкторы и деструкторы. Конструкторы с параметрами. Создание и работа с базовым классом Point.

6

У2

Дружественные функции. Проект "Пылесосик" с классами.

12

Б4,

У2

Наследование. Создание производного от Point класса Circle.

6

У2

Статический полиморфизм. Перегрузка конструкторов и других методов. Ссылки. Пример с классом String.

6

У2

Динамический полиморфизм и виртуальные функции. Эксперимент с классами Point и Circle.

6

У2

Создание игры "Морской бой" методом проектов.

22

Б5, У3

Резерв. Повторение.

4

 

 

Вариант Visual Basic

Тема

Часы

Модули

Техника безопасности.

Изменение парадигмы программирования в ОС с графическим интерфейсом. Интегрированная среда разработки VB: окна, панель инструментов, система меню, справочная система. Виды проектов, форма приложения. Создание простейшего проекта.

6

Б5,У2

(Технология объектно-риентированного программирования)

Структура программ на VB. Основные свойства и методы формы и стандартных элементов управления. Основные типы данных, инструкции и стандартные функции. Разработка приложения "Калькулятор".

8

У2

 

Работа со списками.

Мультимедийный проект "Словарная обучалка".

14

У2,

Д5 (Технология разработки мультимедиа проектов)

Понятие о Компонентно-объектной модели (COM); спецификация ActiveX. Клиенты и серверы. OLE-автоматизация. Регистрация компонентов и библиотеки типов. Пример работы с сервером OLE-автоматизации.

6

У2,

Д10 (Офисные информационные технологии)

 

Пользовательский элемент управления.

Проект "Исполнитель Черепашка".

14

Б4,

У2

Работа методом проектов по дополнению системы команд исполнителя "Черепашка".

16

Б4,

У2

Резерв. Повторение.

4

 

 

Четвертый год обучения

Тема

Часы

Модули

Техника безопасности. Предпосылки к возникновению, история создания, классификация и основные функции сетей; принцип работы Интернета: коммутация пакетов и семейство протоколов TCP/IP.

Редактор Word. Интерфейс: окна, меню, панели инструментов. Форматирование абзацев.

6

Б6 (Информационные технологии),

Д10

Б9 (Компьютерные коммуникации)

Стандартные (базовые) технологии локальных сетей на примере Ethernet и Token Ring, их аппаратное и программное обеспечение.

Работа с таблицами в Word. Комбинированные документы. Установка параметров работы Word. Нумерация страниц.

6

Б6,

Д10,

Б9

Понятие о физической и логической структуризации сетей. Сетевое коммутационное оборудование. Повторители, концентраторы, мосты, маршрутизаторы, шлюзы. Адресация в Internet.

Понятие об электронной таблице. Структура, типы данных. Электронная таблица Excel. Создание, редактирование, форматирование.

8

Б7 (Технология обработки числовых данных)

Д10,

Б9

Модель взаимодействия открытых систем (OSI); принцип инкапсуляции пакетов; стек протоколов.

Построение с помощью Excel графиков функций, включая параметрические.

8

 

Б7,

Д10,

Б9

Модели данных и информационные системы. Базы данных формата Access.

Создание модельной БД "Книготорговля".

8

Б8,

Д10

Сетевые службы как клиент-серверные системы. Службы E-mail и WWW. Основы HTML.

Создание Web-документа в Блокноте и в редакторе MS Front Page 98.

4

Б9

Ссылки, графика, таюдицы, фреймы, формы и другие объекты Web-страницы.

Учебные проекты Web-страниц.

12

Б9

Использование JavaScript на Web-странице.

Создание динамического HTML-документа.

8

Б9

 

Обработка форм при помощи CGI-скриптов.

6

У3,

Б9

Резерв. Повторение.

2

 

 

Требования к результатам обучения

По окончании первого года обучения учащиеся должны:

По окончании второго года обучения учащиеся должны:

По окончании третьего года обучения учащиеся должны:

По окончании четвертого года обучения учащиеся должны:

 

Литература

  1. "Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования", утвержденный приказом Министерства образования от 30.06.1999 № 56 // Информатика. 1999. № 38. С. 2.
  2. Образовательные модули по курсу информатики и информационным технологиям в Московском базисном учебном плане // Н.Д. Угринович, Д.В. Новенко. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. М., 1999. С. 3.
  3. Информатика // Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 2. Математика. Естественно-научные дисциплины. М., 1998. С. 148.