Пояснительная записка
Содержание программы
Раздел 1. Информация и компьютер
Раздел 2. Алгоритмизация и программирование
Раздел 3. Современные технологии программирования
Вариант С++
Вариант Visual Basic
Раздел 4. Современные информационные технологии
Примерные годовые тематические планы
Первый год обучения
Второй год обучения
Третий год обучения
Вариант С++
Вариант Visual Basic
Четвертый год обучения
Требования к результатам обучения
Литература
Настоящая программа рассчитана на следующие условия:
Тип учебного заведения: физико-математический лицей (Государственный лицей "Вторая школа").
Учебный план: занятия в течение четырех лет (8–11 классы) по два часа в неделю. Общий объем курса – 272 часа.
Школьная подготовка учащихся: предполагается, как основной вариант, отсутствие школьной подготовки по информатике.
Компьютерная техника: компьютеры типа IBM PC уровня 3+ (в основной школе допустимо оснащение уровня 2).
Основой для данной программы является "Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования", утвержденный приказом Министерства образования от 30.06.1999 № 56, а также образовательные модули по информатике и информационным технологиям, разработанные в МИПКРО.
Предлагаемая программа имеет системно-информационный характер; ее целью является формирование у учащихся системно-информационного взгляда на мир, включающего абстрагирование, моделирование, и алгоритмическое мышление, а также навыков владения компьютером как на уровне "грамотного пользователя", так и начинающего программиста. В рамках этих задач значительное внимание уделено изучению программирования и методам решения прикладных задач на компьютере, освоение учащимися основных информационных технологий, включая технологии локальных и глобальных сетей.
Программа полностью охватывает тематику модулей Б2–Б4, Б6–Б9, У1-У4, а также часть материала модулей Б1, Б5, Д5, Д10. Она делится на четыре раздела, каждый из которых соответствует году обучения.
В первом разделе программы представлены три линии параллельно изучаемого материала: информационная, компьютерная и алгоритмическая. Элементы каждой из линий могут присутствовать в материалах одного урока. Предметную основу, на которой прослеживаются эти линии, составляют введение в теоретические основы информатики (включая элементы алгебры логики, кодирование и представление данных в ЭВМ), архитектура и элементная база компьютера IBM PC, операционная система с интерфейсом командной строки MS-DOS (включая такие вопросы, как работа с командной оболочкой, конфигурирование системы, командные файлы), объектно-ориентированная среда ОС MS Windows 9x/NT и ее стандартные приложения. Можно провести также деление материала на "программистскую" и "пользовательскую" составляющие; последняя представлена изучением работы с файловой системой средствами Norton Commander, Проводника, оболочки Far; изучением стандартных приложений MS Windows (Paint, Wordpad, Калькулятор).
Во втором разделе ведущей становится алгоритмическая линия. После начального ознакомления с алгоритмизацией – теоретической стороной и практикой на основе исполнителя "Пылесосик" – изучается программирование на языке С. Выбор в качестве учебного языка профессионального (системного) программирования направлен прежде всего на обеспечение скорейшей адаптации выпускников лицея к интенсивному программированию на С и С++ в рамках соответствующих курсов профильных вузов (МГУ, Физтех и др.).
В третьем разделе разделе программы ведущей также является алгоритмическая линия, в которой делается упор на развитие абстрагирования и навыков моделирования в условиях изучения объектно-ориентированного программирования на языке С++, либо, с учетом пожеланий учащихся, программирования в среде быстрой разработки Visual Basic 5(6). Вариант С++ (имеющий более выраженную профессиональную направленность) целесообразен, по нашему мнению, только в том случае, если не менее чем у 25% учащихся по освоении программы второго раздела проявилась склонность к самостоятельному программированию на языке С. Вариант Visual Basic имеет свои преимущества: направляет изучение современных технологий программирования "вширь". Работа в простой визуальной среде разработки облегчает учащимся изучение технологий компонентно-объектой модели (СОМ) и событийного управления программой.
Четвертый раздел отражает материал информационно-технологической линии, с той особенностью, что в качестве элемента технологии в нем присутствует и программирование (Web-страничные и CGI скрипты). Вынесение материала данной линии в завершающую стадию обучения позволяет опереться на приобретенный к этому моменту учащимися опыт освоения приложений и сместить "центр тяжести" обучения с традиционных офисных технологий (Word, Excel, Access) на бурно развивающиеся технологии локальных и глобальных сетей. Имеется и частная предпосылка для возможности и целесообразности такого смещения: локальная сеть кабинета ВТ и активная организационно-техническая работа кафедры информатики по вовлечению учащихся в развитие общешкольного сервера (www.sch2.ru).
Материал сетевых технологий включает в себя следующие теоретические вопросы:
Данный материал преподается в лекционной форме в течение полугода (16 часов), а во время параллельных практических занятий осваивается материал офисных технологий.
Во втором полугодии изучается практическая составляющая "сетевой" части программы: основы создания гипертекстовых сетевых документов (включая средства JavaScript), работа с электронной почтой, программирование обработки форма на сервере. При этом "продвинутая" категория учащихся работает по индивидуальным планам над курсовыми заданиями по указанной тематике.
Обработка форм при помощи CGI-скриптов.
Тема | Часы | Модули |
Техника безопасности. Информация, сообщение; виды и формы представления, единицы измерения. Информационные процессы: получение, передача, преобразование и использование; данные. Знакомство с правилами регистрации пользователей и графическим интерфейсом ОС Windows.9х(NT). |
6 |
Б1 Б3 |
Системы счисления: двоичная, 8-ая и 16-ая системы. Перевод из одной системы в другую. Замкнутость целой числовой оси; дополнительный код. Целая компьютерная арифметика. Принципы кодирования различных форм информации на компьютере. Устройство клавиатуры и ввод данных. Кодовая таблица. Калькулятор. |
6 |
Б4, Б3 |
Архитектура фон Неймана. Основные устройства компьютера. Магистрально-модульный принцип построения. |
4 |
Б3 |
Элементы алгебры логики. Логические операции. Таблицы истинности. Логические функции и их преобразование. Логические схемы компьютера, полусумматор. Логические вычисления на калькуляторе. |
8 |
Б2 Б3 У4 |
Оболочка Norton Commander (NC) и приложение Far. Элементы управления в среде ОС Windows 9x. Просмотр файловой структуры и работа с файлами средствами Проводника, NC и Far. |
6 |
Б3 |
Операционная система MS-DOS. Ее назначение, структура и состав. Логическая и физическая структуры диска. Кластеры. Поддержка файловой системы. Таблица FAT. Структура каталога. Система прерываний. Инсталляция приложений в Windows. Архиваторы, антивирсы. |
12 |
У5 |
Интерфейс пользователя MS-DOS. Основные команды. Команды конфигурирования MS-DOS. Командные файлы. Создание командных файлов различного назначения. |
12 |
У5 |
Процесс загрузки MS-DOS. Таблица разделов, логические диски; системная область диска. Текстовый (WordPad) и графический (Paint) редакторы. |
10 |
Б6, У5 |
Резерв. Повторение. |
4 |
|
Тема |
Часы |
Модули |
Техника безопасности. Алгоритмы и их свойства. Основные структуры алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Исполнители. Реализация алгоритмов в исполнителе "Пылесосик". |
12 |
Б4 Алгоритмы и исполнители |
Моделирование и формализация. Технологические этапы программирования: модель, сценарий, алгоритм, программа, анализ результатов. Управляющие конструкции языка С; их использование для управления "Пылесосиком" Знакомство с интегрированной средой Borland С++. Отладка исполнителя "Пылесосик". |
8 |
Б5 (Формализация и моделирование) У1 (Технология алгоритмического программирования) |
Язык программирования С, его место среди других языков. Алфавит, лексемы, синтаксические конструкции. Величины и их характеристики. Агрегатные величины. Базовые типы данных в С. Стандартные библиотеки функций. Модульная структура программы, компонента трансляции, проект. Простейшие программы и их отладка. |
12 |
У1, Б2 (Представление информации) |
Операции в С. Выражения. Производные типы и их декларации. Конструирование типов посредством операторов и шаблонов размещения в памяти. Принципы грамматического разбора выражений. Задача поиска заданного символа в строке. |
8 |
Б3 (Технология программирования и решения задач) |
Управляющие конструкции языка С (12 инструкций). Принципы структурного программирования. Метод последовательной детвализации. Разработка программ (нахождение НОД по алгоритму Евклида, решение уравнения методом половинного деления, моделирование движения жидкости в замкнутом контуре). Методы численного интегрирования (площадь под графиком ¦(x)). Программы реализующие метод трапеций и метод Симпсона. |
12 |
Б5, У3 |
Массивы. Задачи на поиск в массиве. Сортировка по ключу. Сортировка методом пузырька массива фамилий. Алгоритм и программа быстрой сортировки. |
6 |
У1, Б8 (Технология поиска, хранения и сортировки информации) |
Многомерные массивы. Матрицы и действия с ними. Транспонирование матриц. Программа умножения матриц. |
6 |
У1, Б8 |
Резерв. Повторение. |
4 |
|
Тема |
Часы |
Модули |
Техника безопасности. Недостатки процедурного программирования и их преодоление в объектно-ориентированном (ООП). Классы как средство инкапсуляции данных. ООП и объектная среда ОС Windows. Объявление класса и способы создания объектов. Создание простейшего класса Men. |
6 |
Б5, У2 (Технология объектно-оринтированного программирования) |
Конструкторы и деструкторы. Конструкторы с параметрами. Создание и работа с базовым классом Point. |
6 |
У2 |
Дружественные функции. Проект "Пылесосик" с классами. |
12 |
Б4, У2 |
Наследование. Создание производного от Point класса Circle. |
6 |
У2 |
Статический полиморфизм. Перегрузка конструкторов и других методов. Ссылки. Пример с классом String. |
6 |
У2 |
Динамический полиморфизм и виртуальные функции. Эксперимент с классами Point и Circle. |
6 |
У2 |
Создание игры "Морской бой" методом проектов. |
22 |
Б5, У3 |
Резерв. Повторение. |
4 |
|
Тема |
Часы |
Модули |
Техника безопасности. Изменение парадигмы программирования в ОС с графическим интерфейсом. Интегрированная среда разработки VB: окна, панель инструментов, система меню, справочная система. Виды проектов, форма приложения. Создание простейшего проекта. |
6 |
Б5,У2 (Технология объектно-риентированного программирования) |
Структура программ на VB. Основные свойства и методы формы и стандартных элементов управления. Основные типы данных, инструкции и стандартные функции. Разработка приложения "Калькулятор". |
8 |
У2 |
Работа со списками. Мультимедийный проект "Словарная обучалка". |
14 |
У2, Д5 (Технология разработки мультимедиа проектов) |
Понятие о Компонентно-объектной модели (COM); спецификация ActiveX. Клиенты и серверы. OLE-автоматизация. Регистрация компонентов и библиотеки типов. Пример работы с сервером OLE-автоматизации. |
6 |
У2, Д10 (Офисные информационные технологии) |
Пользовательский элемент управления. Проект "Исполнитель Черепашка". |
14 |
Б4, У2 |
Работа методом проектов по дополнению системы команд исполнителя "Черепашка". |
16 |
Б4, У2 |
Резерв. Повторение. |
4 |
|
Тема |
Часы |
Модули |
Техника безопасности. Предпосылки к возникновению, история создания, классификация и основные функции сетей; принцип работы Интернета: коммутация пакетов и семейство протоколов TCP/IP. Редактор Word. Интерфейс: окна, меню, панели инструментов. Форматирование абзацев. |
6 |
Б6 (Информационные технологии), Д10 Б9 (Компьютерные коммуникации) |
Стандартные (базовые) технологии локальных сетей на примере Ethernet и Token Ring, их аппаратное и программное обеспечение. Работа с таблицами в Word. Комбинированные документы. Установка параметров работы Word. Нумерация страниц. |
6 |
Б6, Д10, Б9 |
Понятие о физической и логической структуризации сетей. Сетевое коммутационное оборудование. Повторители, концентраторы, мосты, маршрутизаторы, шлюзы. Адресация в Internet. Понятие об электронной таблице. Структура, типы данных. Электронная таблица Excel. Создание, редактирование, форматирование. |
8 |
Б7 (Технология обработки числовых данных) Д10, Б9 |
Модель взаимодействия открытых систем (OSI); принцип инкапсуляции пакетов; стек протоколов. Построение с помощью Excel графиков функций, включая параметрические. |
8 |
Б7, Д10, Б9 |
Модели данных и информационные системы. Базы данных формата Access. Создание модельной БД "Книготорговля". |
8 |
Б8, Д10 |
Сетевые службы как клиент-серверные системы. Службы E-mail и WWW. Основы HTML. Создание Web-документа в Блокноте и в редакторе MS Front Page 98. |
4 |
Б9 |
Ссылки, графика, таюдицы, фреймы, формы и другие объекты Web-страницы. Учебные проекты Web-страниц. |
12 |
Б9 |
Использование JavaScript на Web-странице. Создание динамического HTML-документа. |
8 |
Б9 |
Обработка форм при помощи CGI-скриптов. |
6 |
У3, Б9 |
Резерв. Повторение. |
2 |
|
По окончании первого года обучения учащиеся должны:
По окончании второго года обучения учащиеся должны:
По окончании третьего года обучения учащиеся должны:
По окончании четвертого года обучения учащиеся должны: